No Image

Вдруг мое внимание привлек яркий предмет

516 просмотров
10 марта 2020

С стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви.

В казарме восьмой роты давно окончили вечернюю перекличку и пропели молитву. Уже одиннадцатый час в начале, но люди не спешат раздеваться. Завтра воскресенье, а в воскресенье все, кроме должностных, встают часом позже.

Дневальный — Лука Меркулов — только что «заступил на смену». До двух часов пополуночи он должен не спать, ходить по казарме в шинели, в шапке и со штыком на боку и следить за порядком: за тем, чтобы не было покраж, чтобы люди не выбегали на двор раздетыми, чтобы в помещение не проникали посторонние лица. В случае посещения начальства он обязан рапортовать о благополучии и о всем происшедшем.

Меркулов дневалит не в очередь, а в наказание — за то, что в прошедший понедельник, во время подготовительных к стрельбе упражнений, его скатанная шинель была обвязана не ременным трынчиком, который у него украли, а веревочкой. Дневалит он через день вот уже третий раз, и все ему достаются самые тяжелые ночные часы.

Меркулов плохой фронтовик. Нельзя сказать, чтобы он был ленив и нестарателен. Просто ему не дается сложное искусство чисто делать ружейные приемы, вытягивать при маршировке вниз носок ноги, «подаваясь всем корпусом вперед», и в должной степени «затаивать дыхание в момент спуска ударника» при стрельбе. Тем не менее он известен за солдата серьезного и обстоятельного: в одежде наблюдает опрятность; сквернословит сравнительно мало; водку пьет только казенную, какую дают по большим праздникам, а в свободное время медленно и добросовестно тачает сапоги, — не более пары в месяц, но зато какие сапоги! — огромные, тяжеловесные, не знающие износа меркуловские сапоги.

Лицо у него шершавое, серое, в один тон с шинелью, с оттенком той грязной бледности, которую придает простым лицам воздух казарм, тюрем и госпиталей. Странное и какое-то неуместное впечатление производят на меркуловском лице выпуклые глаза удивительно нежного и чистого цвета добрые, детские и до того ясные, что они кажутся сияющими. Губы у Меркулова простодушные, толстые, особенно верхняя, над которой точно прилизан редкий бурый пушок.

В казарме гомон. Четыре длинных, сквозных комнаты еле освещены коптящим красноватым светом четырех жестяных ночников, висящих в каждом взводе у стены ручкой на гвоздике. Посередине комнат тянутся в два ряда сплошные нары, покрытые сверху сенниками. Стены выбелены известкой, а снизу выкрашены коричневой масляной краской. Вдоль стен стоят в длинных деревянных стойках красивыми, стройными рядами ружья; над ними висят в рамках олеографии и гравюры, изображающие в грубом, наглядном виде всю солдатскую науку.

Меркулов медленно ходит из взвода в взвод. Ему скучно, хочется спать, и он чувствует зависть ко всем этим людям, которые копошатся, галдят и хохочут в тяжелой мгле казармы. У всех у них впереди так много часов сна, что они не боятся отнять у него несколько минут. Но всего томительнее, всего неприятнее — сознание, что через полчаса вся рота замолкнет, уснет, и только Меркулов остается бодрствовать — тоскующий и забытый, одинокий среди ста человек, перенесенных какою-то нездешней, таинственной силой в неведомый мир.

Во втором взводе тесно сбились в кучу около десяти или двенадцати солдатиков. Они так близко расселись и разлеглись друг возле друга на нарах, что сразу не разберешь, к каким головам и спинам принадлежат какие руки и ноги. В двух-трех местах то и дело вспыхивают красные огоньки «цигарок». В самой середине сидит, поджав под себя ноги, старый солдат Замошников, — «дядька Замошников», как его называет вся рота. Замошников маленький, худой, подвижной солдатик, общий любимец, запевала и добровольный увеселитель. Мерно покачиваясь взад и вперед и потирая колени ладонями, он рассказывает сказку, держась все время пониженного, медленного и как будто бы недоумевающего тона. Его слушают в сосредоточенном молчании. Изредка один из присутствующих, захваченный интересом рассказа, вдруг вставит, не вытерпев, торопливое, восхищенно-ругательное восклицание.

Меркулов останавливается подле кучки и равнодушно прислушивается.

— И посылает этта ему турецкий салтан большущую бочку мака и пишет ему письмо: «Ваше приасхадительство, славный и храбрый генерал Скобелев! Даю я тебе три дня и три ночи строку, чтобы ты пересчитал весь этот мак до единого зерна. И сколько, значит, ты зерен насчитаешь, столько у меня в моем войске есть солдатов». Прочитал генерал Скобелев салтаново письмо и вовсе даже от этого не испужался, а только, наоборот, посылает обратно турецкому салтану горсточку стручкового перцу. «У меня, говорит, солдатов куда против твоего меньше, всего-навсего одна малая горстка, а ну-кася, попробуй-ка, — раскуси. »

Читайте также:  Почему сталкер зов припяти не сохраняет игру

— Ловко повернул! — одобряет голос за спиной Замошникова.

Другие слушатели сдержанно смеются.

— Да… На-ка, говорит, раскуси, попробуй! — повторяет Замошников, жалея расстаться с выигрышным местом. — Салтан-то ему, значит, бочку мака, а он ему горсть перцу: «На-кась, говорит, выкуси!» Это Скобелев-то наш, салтану-то турецкому. «У меня, говорит, солдатов всего одна горсточка, а попробуй-ка, поди-ка, раскуси. »

— Вся, что ли, сказка-то, дядька Замошников? — робко спрашивает какой-то нетерпеливый слушатель.

— А ты… погоди, братец мой, — досадливо замечает ему Замошников. — Ты не подталдыкивай… Сказку сказывать — это, брат, тоже не блох ловить… Да… — Затем, помолчав немного и успокоившись, он продолжает сказку: Да… «Хоть и малая, говорит, горсточка, а поди-ка, раскуси…» Прочитал турецкий салтан скобелевское письмо и опять ему пишет: «Убери ты подобру-поздорову свое храброе войско из моей турецкой земли… А ежели ты своего храброго войска убрать не захочешь, то дам я своим солдатам по чарке водки, солдаты мои от этого рассердятся и выгонят в три дня всю твою армию из Турции». А Скобелев ему сейчас ответ: «Великий и славный турецкий салтан, как это смеешь ты, турецкая твоя морда, мне такие слова писать? Нашел чем тращать: «По чарке водки дам!» А я вот своим солдатушкам три дня лопать ничего не дам, и они тебя, распротакого-то сына, со всем твоим войском живьем сожрут и назад не вернут, так ты без вести и пропадешь, собачья образина, свиное твое ухо. » Как услышал эти слова турецкий салтан, сильно он, братцы мои, в ту пору испужался и сейчас подался на замиренье. «Ну, говорит, тебя совсем к богу и с войском с твоим. Вот тебе мельонт рублен денег, и отвяжись ты от меня, пожалуйста…»

Замошников молчит с минуту и потом добавляет коротко:

— Вся сказка, ребята.

Слушатели оживляются, и кучка начинает шевелиться. Со всех сторон раздается одобрительная ругань.

— Важно он яво, братцы.

— Н-да-а, саданул… нечего сказать…

— На что лучше… Я, грит, своим солдатам три дни есть не дам, так ени тебя, мерзавца, живьем слопают. Как он ему сказал, дядька Замошников? А, дядька Замошников?

Замошников повторяет ту же самую фразу слово в слово.

— Куда ж против наших! — подхватывают хвастливые голоса.

— Ку-у-да-а. Против руцких-то!

— Ежели против наших, так это еще, брат, погодить надоть.

— Да еще и как погодить-то… Это такое дело, что надо благословимшись да каши сперва поемши.

Замошников в это время тянется к огоньку цигарки, то вспыхивающему, то погасающему подле него, и говорит небрежно:

— Дай-кась, братец, потянуть разочек. Чтой-то смерть покурить хоцца.

Он несколько раз подряд торопливо и глубоко затягивается, пуская дым из носа двумя прямыми, сильными струями. Лицо его, особенно подбородок и губы, попеременно то озаряются красным блеском, то мгновенно тухнут, пропадают в темноте. Чья-то рука протягивается к его рту за цигаркой, и чей-то голос просит:

Чем ближе подвигался я к избушке на курьих ножках, тем сильнее возрастало во мне неопределенное, тоскливое беспокойство. Я с уверенностью говорил самому себе, что сейчас меня постигнет какое-то новое, неожиданное горе.

Почти бегом пробежал я узкую тропинку, вившуюся по песчаному пригорку. Окна хаты были открыты, дверь растворена настежь.

– Господи! Что же такое случилось? – прошептал я, входя с замиранием сердца в сени.

Хата была пуста. В ней господствовал тот печальный, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда. Кучи сора и тряпок лежали на полу, да в углу стоял деревянный остов кровати…

С стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви.

Записная книжка (фр.).

До востребования (искаж. фр. poste restante).

Здравствуйте, сударь; доброй ночи, сударь; хотите чаю, сударь (фр.).

«Если хочешь мира, готовься к войне» (лат.).

«Будьте так добры… вы понимаете…» (фр.)

Читайте также:  Задачка картинка про туристов

Бедный ребенок. (фр.)

Тысяча извинений, сударыня (фр.)

Очень рад, сударыня (фр.).

Кавалеры, приглашайте дам! (фр.)

Дамы, вперед… назад! Кавалеры, одни! Простите… направляйте ваших дам! (фр.)

Кавалеры, вперед! Кавалеры, в круг! (фр.)

Гранат, жемчуг, опал, бирюза, коралл…Драгоценных и полудрагоценных камней природа создала огромное количество на счастье или на беду человека. Многие из них обладают магической и целебной силой, которая и притягивает человека. А в результате, хотим мы этого или не хотим, возникает некая таинственная связь между человеком и камнем, в которую мы либо верим, либо не верим.

Мир камней полон загадок, как полна непостижимых тайн и загадок русская душа. Своеобразным символом души, её разгадкой в произведениях русской литературы стали самоцветы. Писатели XIX века часто обращались к полудрагоценным камням в своих поэмах, рассказах и романах. Это и А.И.Куприн (рассказы «Гранатовый браслет», «Суламифь», повесть «Олеся»), и Н.С.Лесков (рассказ «Жемчужное ожерелье»), и И.С.Тургенев (роман «Отцы и дети»), и Н.А.Некрасов (поэмы «Мороз, Красный нос», «Коробейники»). «…За гранями самоцветов, словно случайно, мимоходом брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл», – писала И.В.Грачёва. Попытаемся и мы прикоснуться и разгадать тайны самоцветов, символика которых в русском искусстве использовалась наравне с «языком цветов».

«Жемчужное ожерелье» – знаменитый рассказ Н.С.Лескова, в основу которого положены удивительные свойства чудесного камня.

Жемчуг – символ духовной чистоты, слёз, предвестник грядущих бед. Герои рассказа Лескова уверены в том, что этот камень знаменует и предвещает беду. Сюжет прост: богач Васильев под Новый год «…сделал дочери престранный и, как потом я понял, совершенно непозволительный и зловещий подарок. Он сам надел на нее при всех за ужином богатое жемчужное ожерелье… Жемчуг крупный, окатистый и чрезвычайно живой. Притом ожерелье сделано в старом вкусе «…» назади начато небольшим, но самым скатным кафинским зерном, а потом все крупней и крупнее бурмицкое, и, наконец, что далее книзу, то пошли как бобы, и в самой середине три черные перла поражающей величины и самого лучшего блеска…» Подарок произвёл большое впечатление на гостей, но заставил плакать Машеньку и вызвал негодование жены. Верить или не верить в силу этого камня? Выбор остаётся за нами. Лесков же просто попытался доказать, что фальшивый жемчуг не имеет никакой силы, ведь в финале рассказа Маша благополучно выходит замуж, а ожерелье, подаренное отцом, оказывается поддельным и, следовательно, не имеет никакой магической силы.

Настоящим предвестником слёз и беды стал жемчуг в «Слове о полку Игореве». Автор рассказывает о князе Изяславе, которого покинули братья в трудную минуту: «Не было тут брата Брячислава, ни другого – Всеволода. Один же изронил жемчужну душу из храбра тела чрез златое ожерелье». В итоге Изяслав погибает, самоотверженно защищая свою землю от врагов. Также в «Слове…» киевский князь Святослав поведал приближённым вещий сон, полный недобрых предзнаменований: он видит сыплющийся на него крупный «великий жемчуг». В этой сцене жемчуг является символом слёз, предвестием грядущих ненастий.

В поэме «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасов, создавая образ овдовевшей Дарьи, уподобляет её слезинки жемчугу: «Иная с ресницы сорвётся/ И на снег с размаху падёт – / До самой земли доберётся,/ Глубокую ямку прожжёт;/ Другую на дерево кинет,/ На плашку, – и, смотришь, она/ Жемчужиной крупной застынет -/ Бела и кругла и плотна».

Не менее удивительна по своей красоте бирюза . Она символ счастья, любовный амулет, талисман от насильственной смерти. «Бирюзой меня решил он/ Чистой одарить,/ Чтобы счастье/ От дурного глаза защитить»,- писал Алишер Навои. В поэме Некрасова «Коробейники» Катерина тоже берёт лишь «бирюзовый перстенёк» из короба Ивана. Почему именно его? Почему же ярким самоцветам Катерина предпочла скромную и недорогую бирюзу? Оказывается, всё очень просто: «бирюзовый перстенёк» – это не только показатель целомудренной и бескорыстной любви крестьянки, но и свидетельство того, что Катерине перстенёк с бирюзой дорог как знак её обручения с Иваном, как залог его верности. В простонародье бирюза – излюбленный талисман, любовный амулет. В книге «Каменная сказка» В.Мезенцев рассказывает о широко известном поверье: «Если один из возлюбленных дарит другому бирюзу, а потом чувства его остывают, то бирюза потускнеет». Свидетельством тому стали строки поэта Саади: «И блекнет бирюза влюблённых,/Когда проходит их любовь».

По народным поверьям, бирюза – это и оберег, охраняющий человека от опасностей и от случайной гибели. Но этим талисманом либо забыл, либо не пожелал воспользоваться во время дуэли А.С. Пушкин, которому ранее Нащокин подарил золотое колечко с бирюзовыми камешками. Смертельно раненный Пушкин подарил его впоследствии Данзасу со словами: «Это – талисман от насильственной смерти».

Читайте также:  Смартфон huawei nova plus

Многие известные писатели и художники считали своим талисманом опал – камень одиночества, символ разрушительных иллюзий и обманутых надежд. Этот самоцвет часто своим владельцам ничего, кроме слёз, не приносил, опал очень ревнив, способен приворожить человека к себе. Так ли это? «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом»,- читаем в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Важная деталь портрета – «одинокий крупный опал», который подчёркивает аристократизм и утончённую изысканность вкусов Павла Петровича. Опаловые запонки? Почему? Наверное, невольно здесь писатель намекает на душевное состояние героя, любовная история которого завершилась так печально. А также в средние века считали, что «опал рождает злобные подозрения, сеет раздоры…» Тогда понятно, почему Павел Петрович с первой минуты знакомства с Базаровым возненавидел его. По-видимому, это роковое воздействие опала, который усилил агрессию своего хозяина и посеял вражду между героями, окончившуюся дуэлью.

Гранат – полная противоположность опалу, символ страстных любовных чар. В рассказе И.А.Куприна «Суламифь» царь Соломон дарит своей возлюбленной драгоценности и одновременно рассказывает о их свойствах. Описание граната здесь – одно из лучших в русской литературе, а описанию камней автор посвящает целую главу. Талант А.И. Куприна делает этот чудесный самоцвет настолько живым и даже одушевленным, что начинаешь верить в легенду: «Вот анфранкс… Погляди, он красен, как кровь, как вечерняя заря, как распустившийся цвет граната, как густое вино из виноградников… Это камень любви, гнева и крови… Носящий его приобретает власть над людьми…»

В «Гранатовом браслете» Куприн вновь использует символику этого камня. «… Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет «…». Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов…» Что здесь символизирует гранат? Куприн упоминает в рассказе поверье о магических свойствах унаследованных или подаренных, а вовсе не купленных камней. Не случайно в письме к Вере Желтков пишет, что посылает ей не купленное им украшение, а камни, издавна ставшие в их роду семейной реликвией. И особой силой обладает самый маленький камешек – редкостный зеленый гранат: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти». Едва «только браслет очутился в руках Веры, ее начинают томить странные предчувствия. Глядя на красные камни гранатов, она подумала: «Точно кровь!». А когда ее муж вернулся от Желткова, Вера вдруг отталкивает его: «Оставь меня, – я знаю, что этот человек убьет себя». Маленький зеленый гранат выполнил свое назначение, наделив Веру даром предвидения. А от другого его свойства – оберегать мужчин от насильственной смерти – Желтков отказался сам.

Не менее знамениты и кораллы – камни, ограждающие человека от злых чар духов. Именно его встречаем на страницах рассказа И.А.Куприна «Олеся». Наделённая необычайными способностями Олеся, по мнению односельчан, девушка-ведьма. Спасаясь от расправы, она покидает родные места. Но рассказ автор заканчивает яркой деталью. «Со стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты. Как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви». Почему именно бусы оставляет героиня возлюбленному? Скорее всего, бусы Олесе достались по наследству, ведь и ее бабушка Мануйлиха, и мать слыли гадалками и занимались целительством. Здесь кораллы – это не только памятный подарок любимому, но и символ безнадежной покорности судьбе, от которой героиня не может спастись.

Драгоценные камни – это не просто редко встречающиеся минералы, рожденные в недрах земли, но и таинственные и непостижимые символы, способные влиять на наши чувства, вызывая удивление, восхищение, радость, вдохновение, спокойствие… Мы постоянно ощущаем связь с ними, как ощущали ее Куприн, Бунин, Лесков… С самоцветами нам хочется поделиться самым сокровенным, от них мы желаем получить поддержку и совет , а за гранями самоцветов, оказывается, скрывается глубокий смысл.

Опубликовано 03.12.2011 г.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам – большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Комментировать
516 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector