No Image

Установка и загрузка операционной системы

СОДЕРЖАНИЕ
5 просмотров
10 марта 2020

Операционные системы распространяются в форме дистрибутивов на оптических дисках.

Установка ОС
Загрузка ОС
Дистрибутив
Системный диск
Оперативная память

В процессе установки операционной системы файлы ОС копируются с диска дистрибутива на жесткий диск компьютера. После установки файлы ОС хранятся в долговременной памяти на жестком диске, который называется системным. Для выполнения программ ОС необходима их загрузка с системного диска в оперативную память.

Загрузка ОС начинается в одном из случаев – после:

­ включения питания компьютера;

­ нажатия кнопки Reset на системном блоке компьютера;

В процессе загрузки операционной системы:

­ производится тестирование работоспособности процессора, памяти и других аппаратных средств компьютера (краткие диагностические сообщения о процессе тестирования выводятся на экран монитора);

­ после окончания загрузки ОС пользователь получает возможность управлять компьютером с использованием графического интерфейса ОС.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8556 – | 7410 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Создание загрузочных дисков и прочие полезные мелочи

Страницы

2018-06-07

Загрузка по сети: Установка Windows по сети

Продолжим тему сетевой загрузки. А именно, затронем вопрос организации установки операционной системы Windows по сети.

План действий

1. Устанавливаем TFTP и DHCP сервера для организации сетевой загрузки.
2. Устанавливаем загрузчик Windows Boot Manager на TFTP сервер.
3. Создаем общий сетевой ресурс на котором будут размещаться установочные файлы. Общий доступ может быть организован по протоколу CIFS или SMB.
4. Размещение установочных файлов необходимых версий Windows на общем сетевом ресурсе.
5. Размещаем среду предустановки на TFTP сервере, и выполняем ее настройку.
6. Настраиваем меню загрузчика.
7. Проверяем итоговый результат.

Первые два пункта представлены с ссылками, так как данные темы уже рассматривались ранее. Рекомендую ознакомиться с ними.

Общий сетевой ресурс

Общая папка настроена.

Копирование дистрибутивов в общую папку

В моем случае это папки Setup_Win10x64 и Setup_Win10x86.

Теперь скопируем папку sources каждого из дистрибутивов в созданные для них директории.

Среда предустановки

В качестве среды предустановки, будет использована та, что идет в комплекте с установочным дистрибутивом. Располагается она в папке sources и представлена образом boot.wim.

Текущий файл boot.wim (обоих дистрибутивов), настроен на запуск установки Windows с диска на котором он расположен. Наша задача, настроить данный образ так, чтобы процесс установки запускался из сети.

Изменения которые необходимо будет сделать, это – интегрировать в образ boot.wim сетевые драйвера, и внедрить скрипт установки.

Сетевые драйвера необходимы для того, чтобы загруженная WinPE могла корректно определить сетевой адаптер(ы) компьютера на котором она будет запущена.

Скрипт установки, будет выполнять подключение к ранее созданному сетевому ресурсу, с установочными файлами, и запускать процесс установки ОС Windows.

Так как у нас два дистрибутива, x86 и x64, среду предустановки каждого, нужно настраивать по отдельности. Данный процесс одинаков, поэтому я приведу пример настройки только для boot.wim x86 версии, с необходимыми поправками там, где это необходимо для boot.wim x64 версии.

Подготовка сетевых драйверов

Каких то особенных наборов драйверов, или специальных сборок не потребуется. Для создания своего пака драйверов можно поступить так.

Первым делом скачиваем установщик драйверов SDI (Snappy
Driver Installer). Нужна именно Lite версия. Страница скачивания https://sdi-tool.org/download/.

Распаковываем скачанный архив с SDI Lite.

Запускаем исполняемый файл SDI_R xxxx .exe (32-битная версия) или SDI_x64_R xxxx .exe (64-битная), в зависимости от разрядности вашей ОС. Или скрипт SDI_auto.bat, он сам определит разрядность запустит подходящий исполняемый файл. После запуска, скачиваем только сетевые драйверпаки.

По завершении загрузки, закрываем SDI и переходим в папку drivers. В ней будут располагаться скачанные архивы с драйверами.

Распакуем в отдельные директории следующие драйверпаки – DP_LAN_Intel_18054.7z, DP_LAN_Others_18053.7z, DP_LAN_Realtek-NT_18055.7z.

В каждой распакованной директории с драйверами, присутствуют поддиректории вида *x86* и *x64*.

Это разделение драйверов по разрядности. Тут возникает одна проблема. К примеру, для WinPE x86 интеграция x64 драйверов будет избыточным и нецелесообразным действием. Поэтому удалим все поддиректории с именем *x64* (для WinPE x64 будет ровно противоположенное действие). Для этой цели удобнее всего воспользоваться каким-нибудь файловым менеджером (Far Manager, Total Commander, Double Commander).

Читайте также:  К сожалению не получится приехать

Драйвера сетевых адаптеров для WinPE x86 готовы. Теперь имеющиеся директории можно перенести в отдельную папку, например LAN_x86. Думаю вам не составит труда самостоятельно организовать папку с драйверами LAN_x64.

Размещаем среду предустановки на TFTP

Корень TFTP сервера на данный момент выглядит так (конкретно, это состояние на момент завершения предыдущей статьи).

Расположим в папке Image образы boot_x86.wim и boot_x64.wim (то есть это обычные boot.wim, взятые из папки sources, скопированные и переименнованные). Данные образы, это не измененные, образы сред предустановок соответствующих дистрибутивов ОС Windows.

Общая файловая структура TFTP на следующем скриншоте.

Интеграция сетевых драйверов в среду предустановки

Перед интеграцией драйверов в образ boot_x86.wim, его предварительно необходимо смонтировать. Делается это с помощью команд dism.exe /get-imageinfo /imagefile: D:TFTPImageoot_x86.wim (получение информации о указном *.wim образе, чтобы определить индекс монтируемого содержимого)

и dism.exe /mount-wim /wimfile: D:TFTPImageoot_x86.wim /index: 2 /mountdir: E:mnt (монтирование указанного *.wim образа к указанному каталогу).

После того как образ смонтиорован, можно приступить к интеграции в него ранее подготовленных драйверов. Выполним для этого команду dism.exe /image: E:mnt /Add-Driver /Driver: C:Usersx7z3DesktopSDIdriversLAN_x86 /Recurse .

Этим действием мы интегрировали сетевые драйвера из директории LAN_x86 в образ boot_x86.wim. Для образа boot_x64.wim все будет идентично, разница будет лишь в имени подключаемого файла и директории с драйверами.

Интеграция скрипта запуска установки ОС

Скрипт установки – это обычный командный файл с расширением *.cmd. Его задача, подключить сетевой диск с установочными файлами и запустить установщик ОС.

Для того чтобы организовать запуск скрипта, во время загрузки среды предустановки, нам потребуется создать файл winpeshl.ini (текстовый файл) в директории E:mntWindowsSystem32 с следующим содержимым:

Файл winpeshl.ini, является конфигурационным файлом для среды предустановки. Он позволяет задать программу(ы) выполняемые вместо стандартной оболочки. Подробнее о нем можно почитать тут.

Теперь создадим сам скрипт установки init.cmd (текстовый файл) в той же директории. Исходный текст init.cmd:

Учитывайте что установочный скрипт для x64 системы, будет содержать немного другой путь до установочных файлов.

Все необходимое сделано. Осталось только отключить подключенный образ boot_x86.wim с сохранением выполненных изменений. Делается это командой dism.exe /unmount-wim /mountdir: E:mnt /commit . Предварительно, ОБЯЗАТЕЛЬНО закройте открытые папки или файлы в смонтированном каталоге.

Все вышеописанное нужно будет проделать и для файла образа boot_x64.wim.

Настройка меню загрузчика

Подробно описывать создание меню я не буду. Данный процесс уже подробно рассматривался в этой статье. Приведу лишь скриншоты программы BOOTICE с настройками меню.

Параметры для загрузки boot_x86.wim.

Параметры для загрузки boot_x64.wim.

Проверка итогового результата

Теперь все готово. Осталось только проверить результат проделанной работы. Проверять будем как всегда в виртуальной машине VirtualBox.

Загруженное меню. В шапке видно что загрузчик загружен по сетию

Загрузка образа boot_x86.wim в оперативную память компьютера.

Выполнение интегрированного нами скрипта.

Уведомление скриптом об успешности подключения сетевого ресурса.

Запущенный скриптом установщик ОС Windows.

На этом скриншоте видно, что установка идет реально по сети.

Технология сетевой установки ОС проста и доступна. Минимум необходимых инструментов. Все что нужно, это установочный образ Windows 10 (нет необходимости скачивать WAIK или ADK). Все описанное выше будет работать для ОС Windows начиная с 7-ки и выше (7, 8.1, 10).

Надеюсь данный материал будет полезен для вас 😉.

Для понимания работы ОС необходимо уметь выделять основные части системы и их связи, т.е. описывать структуру системы. Для разных ОС их структурное деление может быть весьма различным. Наиболее общими видами структуризации можно считать два. С одной стороны, можно считать, что ОС разделена на подсистемы, соответствующие перечисленным выше группам функций. Такое деление достаточно обосновано, программные модули ОС действительно в основном можно отнести к одной из этих подсистем. Другое важное структурное деление связано с понятием ядрасистемы.

Ядро, как можно понять из названия, это основная, «самая системная» часть операционной системы. Имеются разные определения ядра. Согласно одному из них, ядро – это резидентнаячасть системы, т.е. к ядру относится тот программный код, который постоянно находится в памяти в течение всей работы системы. Остальные модули ОС являются транзитными, т.е. подгружаются в память с диска по мере необходимости на время своей работы. К транзитным частям системы относятся:

  • утилиты(utilities) – отдельные системные программы, решающие частные задачи, такие как форматирование и проверку диска, поиск данных в файлах, мониторинг (отслеживание) работы системы и многое другое;
  • системные библиотеки подпрограмм, позволяющие прикладным программам использовать различные специальные возможности, поддерживаемые системой (например, библиотеки для графического вывода, для работы с мультимедиа и т.п.);
  • интерпретатор команд– программа, выполняющая ввод команд пользователя, их анализ и вызов других модулей для выполнения команд;
  • системный загрузчик– программа, которая при запуске ОС (например, при включении питания) обеспечивает загрузку системы с диска, ее инициализацию и старт;
  • другие виды программ, в зависимости от конкретной системы.
Читайте также:  Как обновить антивирус касперского без интернета

p>Базовая система ввода-вывода (БСВВ, BIOS) — набор программных средств, обеспечивающих взаимодействие ОС и приложений с аппаратными средствами. Обычно БСВВ представляет набор компонент — драйверов. Также в БСВВ входит уровень аппаратных абстракций, минимальный набор аппартно-зависимых процедур ввода-вывода, необходимый для запуска и функционирования ОС.

Современные процессоры имеют минимум два режима работы – привилегированный (supervisor mode) и пользовательский (user mode).

Отличие между ними заключается в том, что в пользовательском режиме недоступны команды процессора, связанные с управлением аппаратным обеспечением, защитой оперативной памяти, переключением режимов работы процессора. В привилегированном режиме процессор может выполнять все возможные команды.

Приложения, выполняемые в пользовательском режиме, не могут напрямую обращаться к адресным пространствам друг друга – только посредством системных вызовов.

Все компоненты операционной системы можно разделить на две группы – работающие в привилегированном режиме и работающие в пользовательском режиме, причем состав этих групп меняется от системы к системе.

Основным компонентом операционной системы является ядро (kernel). Функции ядра могут существенно отличаться в разных системах; но во всех системах ядро работает в привилегированном режиме (который часто называется режим ядра, kernel mode).

Термин ядро также используется в разных смыслах. Например, в Windows термин ядро (NTOS kernel) обозначает совокупность двух компонентов – исполнительной системы (executive layer) и собственно ядра (kernel layer).

Существует два основных вида ядер – монолитные ядра (monolithic kernel) и микроядра (microkernel). В монолитном ядре реализуются все основные функции операционной системы, и оно является, по сути, единой программой, представляющей собой совокупность процедур. В микроядре остается лишь минимум функций, который должен быть реализован в привилегированном режиме: планирование потоков, обработка прерываний, межпроцессное взаимодействие. Остальные функции операционной системы по управлению приложениями, памятью, безопасностью и пр. реализуются в виде отдельных модулей в пользовательском режиме.

Ядра, которые занимают промежуточные положение между монолитными и микроядрами, называют гибридными (hybrid kernel).

Примеры различных типов ядер:

  • монолитное ядро – MS-DOS,Linux, FreeBSD;
  • микроядро – Mach, Symbian,MINIX 3;
  • гибридное ядро –NetWare, BeOS, Syllable.

ОС Windows NT имеет монолитное ядро, однако, поскольку в Windows NT имеется несколько ключевых компонентов, работающих в пользовательском режиме, то относить Windows NT к истинно монолитным ядрам нельзя, скорее к гибридным.

Кроме ядра в привилегированном режиме (в большинстве операционных систем) работают драйверы (driver) – программные модули, управляющие устройствами.

В состав операционной системы также входят:

  • системные библиотеки (systemDLL – Dynamic Link Library, динамически подключаемая библиотека),преобразующие системные вызовы приложений в системные вызовы ядра;
  • пользовательские оболочки(shell), предоставляющие пользователю интерфейс – удобный способ работы соперационной системой.

Пользовательские оболочки реализуют один из двух основных видов пользовательского интерфейса:

  • текстовый интерфейс (Text UserInterface, TUI), другие названия – консольный интерфейс (Console UserInterface, CUI), интерфейс командной строки (Command Line Interface, CLI);
  • графический интерфейс (GraphicUser Interface, GUI).

Пример реализации текстового интерфейса в Windows – интерпретатор командной строки cmd.exe; пример графического интерфейса – Проводник Windows (explorer.exe).

Особую роль в структуре системы играют драйверы устройств. Эти программы, предназначенные для обслуживания конкретных периферийных устройств, несомненно, можно отнести к ядру системы: они почти всегда являются резидентными и работают в режиме ядра. Но в отличие от самого ядра, которое изменяется только при появлении новой версии ОС, набор используемых драйверов весьма мобилен и зависит от набора устройств, подключенных к данному компьютеру. В некоторых системах (например, в ранних версиях UNIX) для подключения нового драйвера требовалось перекомпилировать все ядро. В большинстве современных ОС драйверы подключаются к ядру в процессе загрузки системы, а иногда разрешается даже загрузка и выгрузка драйверов в ходе работы системы.

Читайте также:  Dewarp в видеорегистраторе что это

Загрузка операционной системы

Файлы операционной системы хранятся во внешней, долговременной памяти (на жестком, гибком или лазерном диске). Однако программы могут выполняться, только если они находятся в оперативной памяти, поэтому файлы операционной системы необходимо загрузить в оперативную память.

Диск (жесткий, гибкий или лазерный), на котором находятся файлы операционной системы и с которого производится ее загрузка, называется системным.

После включения компьютера производится загрузка операционной системы с системного диска в оперативную память. Загрузка должна выполняться в соответствии с программой загрузки. Однако для того чтобы компьютер выполнял какую-нибудь программу, эта программа должна уже находиться в оперативной памяти. Разрешение этого противоречия состоит в последовательной, поэтапной загрузке операционной системы.

Самотестирование компьютера. В состав компьютера входит энергонезависимое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), содержащее программы тестирования компьютера и первого этапа загрузки операционной системы — это BIOS (Basic Input/Output System — базовая система ввода/вывода).

После включения питания компьютера или нажатия кнопки Reset на системном блоке компьютера или одновременного нажатия комбинации клавиш на клавиатуре процессор начинает выполнение программы самотестирования компьютера POST (Power-ON Self Test). Производится тестирование работоспособности процессора, памяти и других аппаратных средств компьютера.

В процессе тестирования сначала могут выдаваться диагностические сообщения в виде различных последовательностей коротких и длинных звуковых сигналов (например, 1 длинный и 3 коротких — не подключен монитор, 5 коротких — ошибка процессора и так далее). После успешной инициализации видеокарты краткие диагностические сообщения выводятся на экран монитора.

Для установки правильной даты и времени, а также внесения изменений в конфигурацию аппаратных средств компьютера в процессе выполнения самотестирования необходимо нажать клавишу . Загрузится системная утилита BIOS Setup, имеющая интерфейс в виде системы иерархических меню. Пользователь может установить новые параметры конфигурации компьютера и запомнить их в специальной микросхеме памяти, которая при выключенном компьютере питается от батарейки, установленной на системной плате. В случае выхода из строя батарейки конфигурационные параметры теряются и компьютер перестает нормально загружаться.

Загрузка операционной системы. После проведения самотестирования специальная программа, содержащаяся в BIOS, начинает поиск загрузчика операционной системы. Происходит поочередное обращение к имеющимся в компьютере дискам (гибким, жестким, CD-ROM) и поиск на определенном месте (в первом, так называемом загрузочном секторе диска) наличия специальной программы Master Boot (программы-загрузчика операционной системы).

Если диск системный и программа-загрузчик оказывается на месте, то она загружается в оперативную память и ей передается управление работой компьютера. Программа ищет файлы операционной системы на системном диске и загружает их в оперативную память в качестве программных модулей (рис.).

Рис. Процесс загрузкиоперационной системы

Если системные диски в компьютере отсутствуют, на экране монитора появляется сообщение Non system disk, и компьютер зависает, то есть загрузка операционной системы прекращается и компьютер остается неработоспособным.

После окончания загрузки операционной системы управление передается командному процессору. В случае использования интерфейса командной строки на экране появляется приглашение системы к вводу команд. Приглашение представляет собой последовательность символов, сообщающих о текущем диске и каталоге. Например, если загрузка операционной системы была произведена с диска С:, а операционная система была установлена в каталог WINDOWS, то появится приглашение:

В случае загрузки графического интерфейса операционной системы команды могут вводиться с помощью мыши.

Статьи к прочтению:

Что происходит когда идет ЗАГРУЗКА в игре

Похожие статьи:

Тема 1.2. Техническое и программное обеспечение информационных технологий. Введение. Информационные технологии уже изменили мир и продолжают играть…

План занятия № 30 по учебной дисциплине «Системное программирование» для специальности 2 – 40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»…

Комментировать
5 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector