No Image

Согласно плана нам необходимо прибыть вовремя

234 просмотров
10 марта 2020

Предложение с ошибкой: Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 7 (Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления).

Разберемся, какая ошибка допущена в предложении и как ее исправить.

Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

В предложении есть существительное «план» с производным предлогом «согласно», которое стоит в родительном падеже (чего? плана). А оно должно быть в дательном падеже (согласно чему? плану).

Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

Поделитесь статьей с одноклассниками «Согласно плана в качестве итоговой работы – где ошибка».

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

проведения практического занятия № 3

«Русский язык и культура речи» на тему:

« Грамматические нормы и речевая культура»

(с применением мультимедийной технологии)

Автор Николаева Л. Д.,

преподаватель русского языка и литературы

Ст –ца Брюховецкая, 2014 г.

Методическая разработка практического занятия №3 по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему: «Грамматические нормы и речевая культура».

Методическая разработка написана в помощь преподавателям, работающим с применением компьютерных мультимедийных технологий в соответствии с программой по дисциплине «Русский язык и культура речи» для средних специальных учебных заведений (базовый уровень).

Существенными признаками содержания методической разработки являются комплексная дидактическая технология использования видеометода посредством демонстрации видеосюжетов на большой экран через мультимедийный проектор. Данная технология развивает зрительную и слуховую память, воображение, мышление; способствует наблюдению за особенностями устной и письменной речи, жестами, мимикой; в зрительной степени решает проблему заинтересованности.

2. Подготовительный этап

а) подготовка преподавателя

б) подготовка студентов

3. План проведения практического занятия

4. Основная часть

6. Используемая литература

а) подготовка преподавателя:

выбрать форму и методы проведения практического занятия;

подготовить аудиторию для открытого занятия, аппаратуру;

сообщить заранее (за 2-3 урока) студентам тему и форму проведения практического занятия;

подготовить раздаточный материал, инструкционно-технологическую карту № 3, задания и методические указания к практическому занятию;

б) подготовка студентов

оказать помощь по углубленному изучению данной дисциплины студентов во внеурочное время (на кружках и консультациях);

провести предварительную подготовку студентов во время занятия ФОПа (факультет общественной профессии) над литературным произношением;

повторить учебный материал по пройденной теме: «Понятие о морфологии. Самостоятельные и служебные части речи»;

самостоятельно изучить вопросы, обеспечивающие полное усвоение темы: «Нормативное употребление форм слова»;

повторить ранее изученный материал на темы: «Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова»;

отработать навыки общения и умения рецензировать устные ответы своих товарищей на теоретических занятиях;

подготовить домашнее задание: читать учебник под. ред. В. Д Черняк «Русский язык и культура речи» стр.158 – 200 и отв. на вопросы стр. 168 – 200.

Постановка и осознание целей и задач (организационная часть):

Приветствие, проверка присутствующих, отметка в журнале отсутствующих студентов.

Создание рабочего настроения, мобилизация внимания.

Выдача инструкционных карт, заданий, словарей.

Ознакомление с планом практического занятия № 3: «Грамматические нормы и речевая культура», планом проведения практического занятия (см. приложение 1)

Формирование целей и задач занятия:

изучить особенности употребления разных частей речи; знать морфологические нормы русского литературного языка;

развитие речевой компетенции студентов, выработка умения общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации.

Произведение мотивации по усвоению знаний. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы цели и задачи учебной деятельности были не только понятны, но и внутренне приняты им, чтобы они нашли отклик в его переживаниях.

Мотивация учебной деятельности должна осуществляться в течение всего занятия, но она, прежде всего, необходима перед вводным инструктажем.

Полученные знания и навыки на занятии пригодятся студентам как в повседневной жизни, так и при деловом общении: на уроках истории и литературы, при изучении иностранных языков.

– Помните, что ваша речь – это ваша «самохарактеристика», потому что по ней судят о вашей общей культуре. Грамматические нормы являются своеобразным паспортом речевой культуры, который мы предъявляем часто, ведь в жизни мы пишем меньше, чем говорим.

ознакомление с объемом работы, техникой безопасности (согласно инструкции № 48), техническими средствами (мультимедийный проектор, видеомагнитофон, DVD ), документацией (инструкционно-технологическая карта, задания и рекомендации), словарями.

Проверку знаний при допуске к работе целесообразнее провести из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качеством подготовки специалистов. Обучение не может быть полноценным без популярной и объективной информации о том, как усваивать изучаемый материал, как они применят полученные знания для решения практических задач.

Один из способов воспитания стремления к знаниям – это ежедневная проверка знаний. Фронтальный опрос, проводимый при допуске к практической работе, дает возможность выявить готовность студентов к практическому занятию, как они усвоили теоретический материал, смогут ли применить полученные ранее знания на практике.

Перечень контрольных вопросов находится в инструкционной карте (см. приложение 2). За полный, правильный ответ преподаватель раздает студентом красные жетоны, за неполный правильный ответ – синий жетон; за неполный, неточный ответ – зеленый жетон, за неуверенный, неправильный ответ или отказ ответить – желтый жетон. В конце практического занятия при подведении итогов преподаватель подсчитывает жетоны у каждого студента и выставляет оценку, т.е. средний балл за все ответы. Таким образом, получение жетонов развивает стимул при устных ответах.

Самостоятельная работа студентов, текущий инструктаж.

Читайте также:  Как в ворде отобразить сетку

Задание №1 Словарная работа (см. приложение №2).

Важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм.

Важнейший признак культуры речи – ее правильность. Правильность речи определяется соблюдением норм, свойственных литературному языку.

Норма – правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Норма – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка.

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.

Словарная работа, т.е. определение речевых норм по словарю, проводится методом обучающего устного контроля (с помощью демонстрации презентации на большом экране). Функция этого метода – обеспечить органическое включение контроля в учебный процесс для выполнения обучающих, развивающих, воспитательных и побуждающих функций.

Словарная работа помогает овладеть словом – значит, усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие студентов; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания молодежи.

На данном этапе практического занятия для студентов важно научиться самостоятельно пополнять свои знания, уметь пользоваться разнообразной справочной литературой, коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением речевого этикета, расширять и обогащать активный словарь, необходимый для содержательного повседневного общения.

Цель данного задания – совершенствование навыков практического владения русским языком в его устной и письменной формах. Это предполагает углубление лингвистического образования, в том числе формирование умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности. Студенты должны пользоваться грамматическими словарями (различать пометы); самостоятельно использовать справочники по отдельным отраслям науки и техники, а также справочную литературу по своей специальности.

Задание № 2. Работа с таблицей Морфология. Распределение слов по частям речи.

Морфология – это раздел грамматики, изучающий слово, структуру слова, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений, части речи. Предметом изучения морфологии является слово и его различные формы.

Части речи – это основные лексико-грамматические классы слов (самостоятельные и служебные части речи, модальные слова и междометия).

Метод этого задания – метод громкого обсуждения.

Метод громкого обсуждения в качестве приема вовлеченного обучения за последние несколько лет получил широкое распространение. Уже накоплен большой опыт использования этой методики.

Цели этого метода:

– снять напряженность и установить рабочие взаимоотношения;

– сфокусировать внимание на сути предмета;

– в процессе обмена идеями овладеть новыми знаниями;

– создать атмосферу взаимодействия;

– создание фундамента для последующих занятий;

– объединить занятия в единый процесс;

– получить быстрые результаты и удовлетворение от достигнутого.

– обучаемые остаются на своих местах;

– создается «удобный» шум;

– преподаватель имеет возможность присмотреться к группе;

– каждый осознает, что он может внести свой вклад;

– идеи можно ловить из разговоров, ведущихся в других группах.

Вопрос, вынесенный на громкое обсуждение должен быть сформулирован четко и сжато и, если это возможно, должен указывать на требуемое действие, например: перечислите непостоянные признаки имени существительного.

В идеале любой новый вопрос следует опробовать перед началом занятий, чтобы убедиться, можно ли получить желаемый ответ. Перед занятием подготовьте вопросы и таблицы, напишите их большом листе бумаги или на доске, или на экране и прикройте их.

Убедитесь, что у вас есть маркеры и большие листы бумаги.

Порядок проведения брифинга важен для того, чтобы обучаемые поняли, что от них требуется. Рекомендуется следующая процедура:

– сформулируйте цель работы и определите отводимое на нее время, например: « Обмениваемся идеями, работаем группами по 3-4 человека в течение 15- 20 минут»;

– скажите, какой должен быть получен результат, например: список из 5 качеств и способностей и т. д.;

– откройте вопрос и таблицу, написанные на доске, экране или на большом листе бумаги;

– оговорите метод ведения записи (не упоминая о большом листе бумаги, экране или доске), например: один из вас записывает предложенные пункты у себя на листочках;

– разделите слушателей на группы (лучше всего – 3-4).

Роль ведущего (преподавателя)

В процессе обсуждения:

– дайте группе самостоятельно поработать в течение 1-2 минут;

– убедитесь, что все микрогруппы правильно поняли вопросы и задания и что в каждой микрогруппе есть человек, который ведет записи. Настройте группы на краткие ответы;

– по возможности удалитесь из группы минут на 5 – шум от обсуждения усилится, насколько интенсивнее станет обмен идеями;

– оцените прогресс по уровню шума, подойдите к самой тихой группе и помогите им придумать примеры;

– через 7-10 минут, когда шум начнет стихать или когда некоторые микрогруппы подойдут к завершению своего списка, укажите на большой лист бумаги, экран или доску.

Примечание: группы, уже знакомые с такой методикой, часто предпочитают экономить время и делать записи непосредственно на большом листе или доске, но в новых «группах громкого обсуждения» этого следует избегать.

– раздайте микрогруппам по большому листу бумаги: «Таким образом мы сможем обменяться идеями»;

– помогите выбрать «секретаря», попросите других студентов помочь ему выбрать точную формулировку, удачные примеры и т. д.

Вывешивание больших листов бумаги для получения реакции группы, они должны быть пронумерованы соответственно номерам микрогрупп, например, по часовой стрелке.

Дайте студентам 2-3 минуты, чтобы ознакомиться с содержанием.

Отзывы и реакция слушателей (обратная связь).

– пояснить выписанные положения;

– обобщить и подвести итоги;

– стимулировать совместную работу групп.

– предложите студентам найти общие пункты на листах – подчеркните их другим цветом, чтобы можно было легко вернуться к этим положениям в ходе последующих занятий;

Читайте также:  Регистрация в джимейл почта бесплатно

– задайте самым тихим участникам любые наводящие вопросы по совпадающим пунктам;

– проанализируйте случаи самого сильного расхождения между группами, предложите группам дать пояснения;

– необычные или противоречивые формулировки следует предложить для обсуждения всей группе, преподаватель подводит итог дискуссии;

Преподаватель дополняет списки ключевыми словами, не вошедшими в списки групп;

– подведите итоги, выразите удовлетворение работой группы

Задания № 3. Работа над ошибками. Морфологические ошибки и их исправление.

Особого внимания требуют морфологические нормы русского языка – это нормы, связанные с особенностями образования форм различных частей речи. Морфологические нормы русского языка могут быть вариативны, при этом два варианта иногда являются абсолютно равноправными, например, формы множественного числа существительного свитер (свитеры и свитера).

Однако не все варианты форм различных частей речи нормативны, например, форма множественного числа существительного кремы нормативна, а форма крема является грубым нарушением языковой нормы. На морфологическую норму литературного языка влияют диалекты, профессиональные и просторечные варианты форм; норма меняется в процессе развития языка. Все эти факторы обусловливают необходимость специального изучения морфологических норм русского литературного языка.

Метод – упражнения – планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. На данном этапе получения образования для студентов важно научиться самостоятельно пополнять свои знания, уметь пользоваться разнообразной справочной литературой, коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением речевого этикета, необходимого для содержательного повседневного общения.

Целью данного задания является совершенствование навыков практического владения русским языком в его устной и письменной формах. Это предполагает углубление лингвистического образования, в том числе формирование умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности. Студенты колледжа должны уметь самостоятельно пользоваться грамматическим словарями русского языка, использовать справочники по отдельным отраслям науки и техники, справочники по специальности, по отдельным разделам, темам и т.д.

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией.

Текстовый материал задания отображает общечеловеческие духовные ценности – любовь к человеку, доброту, милосердие, трудолюбие, бережное отношение к природе. Это способствует воспитанию у студентов чувства прекрасного, развитию у них потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи.

Предлагаемая система заданий и упражнений строится с учетом усвоения:

а) воспроизведения, осмысления и закрепления материала;

б) углубления и совершенствования навыков и умений;

в) самостоятельного применения теоретических знаний.

Заключительный инструктаж: подведение итогов П3.

Практическое занятие проводилось различными методами: словарная работа (6 заданий) – методом обучения устного контроля (с помощью демонстрации презентации на большом экране), работа с таблицей – методом громкого обсуждения, работа над ошибками – методом упражнений и видеометодом.

Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, обобщения и систематизации.

Именно видеометод помогает преподавателю определить готовность группы и каждого студента в отдельности.

Подсчитывая жетоны и выставляя средний балл за практическое занятие, он в своих комментариях очень тонко и корректно обращает внимание на недостатки, дает советы по исправлению ошибок.

Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность:

а) дать обучаемым более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

б) повысить роль наглядности в учебном процессе;

в) удовлетворить запросы, желания и интересы обучающихся;

г) освободить преподавателя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т.д.;

д) наладить эффективную обратную связь;

е) организовать полный и систематический контроль, объективный учёт успеваемость.

Применение технологии создает оптимальные условия для организации активной заинтересованной деятельности. Педагогическую же ценность комплексной дидактической технологии использования видеометода трудно переоценить:

работа студентов с видеоматериалами развивает зрительную и слуховую память, воображение, мышление;

способствует наблюдению за особенностями устной речи, жестами, мимикой;

в зрительной степени решает проблему заинтересованности. Подтверждение этого служит китайская пословица: «Скажи мне – я забуду; покажи – запомню; заинтересуй – научусь;

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

к женск. р. : бакенбарда, бандероль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, туфля, чинара;

к ср. р. относятся слова иноязычного происхождения, обозначающие неодушевлённые предметы, за исключением: Сочи – м. р., т. к. город, салями – ж. р., т. к. колбаса, иваси – ж. р., т. к. сельдь.

Упражнение 2. Вставьте окончания имён существительных, мотивируйте свой выбор. Объясните постановку знаков препинания и объясните орфограммы.

1. В этом мёртвом лес. У, пожалуй, была своя поэзия.

2. В “Лес. Е” Островского с большим талантом выписаны все персонажи пьесы.

3. Рассказ, написа. ный Грин. был “Остров Рено”.

4. При всей быстроте избранного Чаплин. темпа его не покидала уверен. ость в своей правоте.

5. Ни слух. У, ни дух. У.

6. С мир. У по нитке.

7. Деревья в вишнёвом сад. У.

8. Декорации в “Вишнёвом сад. Е” были искус. но сделаны.

9. Согласно план. У нам необходимо пр. быть во(время).

Упражнение 3. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм, если они есть, мотивируйте свой выбор.

1. Роль Несчастливцева в “Лесу” Островского исполнял молодой талантливый актёр.

2. Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано Дарвином.

3. Купите мне пару чулок и две пары носок.

4. Сегодня можно было ясно увидеть на небе Сириуса.

5. Просим все лица, имеющие билеты, занять свои места.

6. Девочке хотелось купить все эти куклы.

Читайте также:  Что дает дефрагментация жесткого диска

7. Мы наблюдали пролетающий спутник Земли.

8. Совхозный сад занимает свыше ста гектар.

9. Документы нужно оформить к первому августа.

10. Собран большой урожай помидоров.

11. Разделите всё это на несколько равных доль.

12. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.

13. В ночь на второе ударил сильный заморозок.

¨ Иностранные фамилии на – ов и – ин имеют в творительном падеже окончание – ом, в отличие от русских фамилий, имеющих окончание – ым. Сравни: Власовым и Дарвином.

¨ В родительном падеже мн. ч. в русском литературном языке употребляются следующие формы существительных (одни без окончаний, другие с окончаниями):

сущ. м. р.: пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок (НО: носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов, помидоров, рельсов, томатов); среди армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган (НО: калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); несколько ампер, ватт, вольт (НО: граммов, килограммов);

сущ. ж. р. : нет барж, вафель, оглобель, кочерёг, простынь, долей, свечей (НО: поговорка – Игра не стоит свеч);

сущ. ср. р. : нет верховьев, низовьев, коленей, яблок, остриев, болотцев, кружевцев, блюдец, зеркалец, полотенец.

¨ В русском языке у слов: будни, грабли, заморозки, сумерки, ясли нет форм единственного числа.

Упражнение 4. Назовите правильные предложения, объясните ошибки в употреблении форм числа имён существительных.

1. Наши знакомые принадлежат к различным социальным средам.

2. Неправильные выражения нередко встречаются в речи детей.

3. Партизаны часто попадали в окружения, но смело вырывались из них.

4. Все цехи завода работают на полную мощность.

5. В представлениях геров Чернышевского всё было по-другому.

6. В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения.

7. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

Упражнение 1. Исправьте ошибки, мотивируя свой выбор.

1. Ученик был способный к математике.

2. Подобный ответ бессмысленен.

3. Мы были ещё в более худших условиях.

4. Стихи были удачные и по содержанию, и по форме.

5. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.

6. Комната низкая для такой мебели.

7. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.

8. Партия была отложена в более лучшем положении для белых.

9. Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении.

10. Жизненный путь героя тяжёл и трагичный.

11. Его вклад в работу был существенен.

12. Самый способнейший студент.

13. Это произведение более худшее.

14. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях.

¨ При полной форме имени прилагательного, употреблённой в Имен. п. в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме – могут. Сравни: он болен ангиной – он больной ангиной.

¨ Не употребляются формы слов “более лучший”, “более худший” и т. п., т. к. второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

¨ В современном русском литературном языке употребляются такие формы сравнительной степени: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.

¨ Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного. Сравни: он богатый и умный – он богатый и умён.

Упражнение 2. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1. Мой брат очень (талантливый, талантлив) и (способный, способен).

2. Сделать уборку быстро не удалось, потому что пылесос оказался (несправный, неисправен, неисправным).

3. Кто из вас (виноватый, виноват), кто (правый, прав), — разберёмся беспристрастно.

4. Он из тех людей, которые (способные, способны) на самопожертвование.

5. С возрастом угловатая девочка превратилась в (красивую, красивейшую, наикрасивейшею) девушку.

6. Этот перевал наиболее (опасный, опасен, опаснейший) для перехода в зимнее время.

7. Как показала проверка, факты, указанные в письме, (верны, верные).

8. Эта женщина всегда (милая, мила) и (очаровательная, очаровательна).

9. Дети остались очень (довольные, довольны, довольными), что экскурсия состоялась.

10. В Никитском ботаническом саду растут (редчайшие, наиредчайшие, самые редкие породы деревьев.

11. Уроки русского языка стали удивительно (интересные, интересны, интереснейшие).

12. Необходимо завершить работу в самое (близкое, ближайшее) время и в (кратчайшие, наикратчайшие) сроки.

Упражнение 1. Исправьте ошибки, мотивируя свой выбор.

1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

3. Корабль находился на орбите 383 суток.

4. Износ оборудования составляет 56, 5 процентов.

5. Машины стояли у обоих ворот.

6. Было закуплено 22 ножниц.

7. Надо добавить полтора полные стакана муки.

8. Наш город отметил двестипятидесятилетие.

10. Двое героинь.

¨ Собирательные числительные двое – десятеро употребляются только с сущ., обозначающими лиц. мужского пола, с сущ. дети, ребята, люди, лица в значении человек, с сущ., употребляющимися только во мн. ч. (двое саней), с личными местоимениями мы, вы, они (нас было трое). Собирательные числительные не употребляются с одушевлёнными существительными, обозначающими лиц женского пола или животных.

¨ При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав; при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово.

¨ Форма оба не употребляется с сущ. женского рода, т. к. в русском языке есть форма жен. р. обе.

Упражнение 2. Выбрать правильный вариант.

1. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров.

2. Этот переход составил около четырёхсот пяти километров.

3. Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого года.

4. Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвёртого года.

Комментировать
234 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector