No Image

Системы очистки воздуха в автомобиле

СОДЕРЖАНИЕ
1 166 просмотров
10 марта 2020

Воздушный фильтр

В атмосферном воздухе всегда присутствует пыль, количество которой может достигать значительной концентрации – до 0,1 г/м 3 до 2 г/м 3 (нулевая видимость). При попадании в цилиндр пыль, смешиваясь с маслом, образует абразивную пасту, которая резко повышает интенсивность изнашивания трущихся пар (цилиндр-поршень, поршень-кольца, кольца-цилиндр).
Поэтому воздух перед подачей в цилиндры двигателя необходимо тщательно очистить от пыли.

Очистка воздуха может быть осуществлена фильтрацией, инерционным или контактным способом.

При фильтрации загрязненный воздух проходит через специальный фильтрующий элемент, чаще всего выполненный из пористой бумаги или ткани.
При инерционном способе очистки движущийся с большой скоростью под действием разрежения в цилиндрах воздух резко изменяет направление движения. Возникающие при этом инерционные центробежные силы отбрасывают тяжелые механические примеси и частицы пыли к стенкам корпуса фильтра, где улавливаются и отделяются от воздушного потока.
Контактный способ очистки воздуха заключается в улавливании механических частиц липким веществом, покрывающем элементы фильтра, через который прогоняется воздушный поток. В качестве такого липкого вещества чаще всего применяется моторное масло.
Иногда в воздухоочистителях используется комбинированный многоступенчатый способ очистки.

Требования предъявляемые к воздухоочистителям:

  • высокая степень очистки воздуха;
  • малое сопротивление воздушному потоку, чтобы не снизить качество наполнения цилиндров;
  • простота конструкции и технического обслуживания.

Различают «сухие» и «мокрые» воздухоочистители.
«Сухие» воздухоочистители ( Рис. 1, а ) применяются на большинстве современных автомобилей. Их основой является одноразовый фильтрующий элемент 9, в котором между крышками запрессованы края фильтровальной бумаги.
Для лучшей очистки, продолжительного срока службы и уменьшения сопротивления воздушному потоку поверхность фильтровальной бумаги должна быть большой. Чтобы уменьшить размеры фильтра при большой площади фильтрующей поверхности, бумагу укладывают гармошкой.

С наружной стороны фильтрующего элемента иногда устанавливают дополнительный поролоновый фильтр 3. В таком виде фильтрующий элемент устанавливается в корпус 8, закрывается крышкой 10 и стягивается барашковой гайкой 1.
В холодное время года посредством термопереключателя 5 обеспечивается забор подогретого воздуха из зоны выпускного трубопровода.

Ранее имели широкое распространение (применяются и в настоящее время) воздухоочистители «мокрого» типа ( Рис. 1, б ).
При работе двигателя в результате разрежения во впускном трубопроводе загрязненный воздух через воздухозаборник 5 поступает в крышку-переходник 4 и через кольцевую щель 3 направляется вниз к масляной ванне 1 и отражателю 8. У поверхности масла воздушный поток резко изменяет направление, и движется к фильтрующему элементу 2, набивка которого может быть выполнена из капронового волокна или металлической сетки.

При изменении направления воздушного потока крупные частицы пыли, под действием инерционных сил попадают в масляную ванну и оседают в ней, а мелкие извлекаются при прохождении воздушного потока через набивку фильтрующего элемента.
Поверхность набивки всегда покрыта тонким слоем масла, поскольку воздух, ударяясь о поверхность масла в ванне, увлекает за собой масляную пыль, оседающую на набивке и выполняющую в дальнейшем функцию липучего вещества.
Очищенный воздух поступает через переходник 9 в карбюратор, а через патрубок 6 отбора воздуха – к компрессору пневматического привода.

Как уже упоминалось выше, некачественная очистка воздуха, поступающего в систему питания двигателя, значительно снижает срок службы деталей цилиндропоршневой группы из-за интенсивного износа абразивного характера. Поэтому необходимо внимательно следить за состоянием воздухоочистителей и фильтрующих элементов, производить своевременную чистку и замену элементов при необходимости.
Периодичность обслуживания воздухоочистителей и замены воздушных фильтров зависит от условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Если автомобиль работает в условиях сильной запыленности воздуха (например, в карьере или на грунтовых дорогах), то периодичность технического обслуживания системы очистки воздуха должна быть значительно сокращена.

Система питания воздухом служит для очистки его от пыли и подвода к цилиндрам двигателя.

Основная функция рассматриваемой системы — очистка воздуха от пыли, поскольку, попадая в цилиндр двигателя, ее частицы вызывают интенсивное абразивное изнашивание деталей кривошипно-шатунного механизма, в основном стенок цилиндров, поршневых колец, шеек и подшипников коленчатого вала. Износ приводит к снижению мощности двигателя, сокращению срока его службы, увеличению расхода топлива и смазочного масла. Если воздух, поступающий в цилиндры, не очищать, то срок службы двигателя резко уменьшается. Например, при движении по проселку гусеничной машины без воздухоочистителя выход из строя двигателя происходит после 15… 20 ч работы.

Читайте также:  Что лучше колонка или наушники

В систему питания воздухом входят воздухозаборник, воздухоочиститель и впускной коллектор, по которому очищенный воздух поступает из воздухоочистителя к цилиндрам двигателя. В некоторых случаях система питания может включать в себя устройства отсоса пыли из пылесборников воздухоочистителей.

Экспериментально установлено, что практически безвредны для работы двигателя пылинки размером 0,001 мм. Однако такая степень очистки воздуха связана со значительными потерями мощности, поэтому допускается попадание в двигатель частиц большего размера, но в очень малой концентрации.

Параметр воздуха, характеризующий концентрацию пыли в нем, называется запыленностью. Под запыленностью воздуха понимают массу пыли в граммах, содержащейся в 1 м3 воздуха. Если запыленность не превышает 0,001 г/м3, то пыль практически не влияет на работу двигателя. На входе в воздухоочиститель запыленность воздуха изменяется в широких пределах и зависит в основном от следующих факторов: климатические и дорожные условия, конструкция ходовой части, скорость движения и высота воздухозаборника над уровнем дороги. Особенно существенно она меняется по высоте.

Воздухоочиститель ТС должен удовлетворять следующим требованиям:

  • обеспечивать высокую степень очистки
  • иметь минимальное и стабильное во времени сопротивление проходу воздуха
  • обладать малой массой и небольшими габаритами
  • иметь ресурс, равный ресурсу двигателя
  • длительно работать без промывки или смены фильтрующего элемента
  • обеспечивать малую трудоемкость работ по обслуживанию и эффективное глушение шума при впуске

Конструкции воздухоочистителей современных колесных и гусеничных машин отличаются многообразием. Однако среди них можно выделить следующие основные типы: инерционные, инерционно-центробежные, фильтрующие, комбинированные, т.е. имеющие не менее двух ступеней очистки.

В инерционных воздухоочистителях используется сила инерции движущихся с большой скоростью пылинок. При резком изменении направления движения воздуха в этих очистителях частицы пыли продолжают двигаться по инерции в первоначальном направлении и, вылетая из воздушного потока, поступающего в двигатель, удаляются наружу либо задерживаются в пылесборниках или специальных масляных ваннах.

В инерционно-центробежных воздухоочистителях наряду с силами инерции, возникающими при резком изменении направления потока воздуха, используются также центробежные силы: воздух, проходя через такой очиститель, закручивается с помощью спиральных направляющих, тангенциального (расположенного по касательной к цилиндрической стенке) входа или другими способами. Частицы пыли отбрасываются центробежным силами к стенке корпуса воздухоочистителя и скатываются по ней в пылесборник.

Инерционно-центробежные воздухоочистители без вращающихся деталей называются циклонами. Существуют также инерционно-центробежные воздухоочистители роторного типа, в которых очистка воздуха от пыли осуществляется за счет действия центробежных сил, вызванных вращающимся ротором. В таком очистителе ротор вращается обычно вследствие взаимодействия его лопастей с потоком воздуха, стремящимися попасть во впускную трубу из-за разрежения, создаваемого работающим двигателем.

Серьезным преимуществом инерционных и инерционно-центробежных воздухоочистителей является возможность выброса сухой пыли из их пылесборников в атмосферу путем отсоса. Это особенно важно при сильной запыленности воздуха, когда необходимо непрерывное удаление пыли. Возможность отсоса сухой пыли из пылесборника обусловлена разрежением, создаваемым в выпускной трубе двигателя с помощью эжекционного устройства. Основной недостаток инерционных и инерционно-центробежных воздухоочистителей — недостаточно высокая эффективность при очистке воздуха от мельчайших частиц.

Фильтрующие воздухоочистители при очистке воздуху от пыли обеспечивают его фильтрацию в пористых материалах или адсорбцию пылевых частиц на смоченных маслом поверхностям В качестве фильтрующего элемента могут применяться смоченные маслом металлические сетки, промасленные кассеты с капроновой ,или проволочной набивкой, пропитанная маслом полиуретановая пена, синтетические материалы на перфорированном каркасе и т.д. Однако в настоящее время наиболее широкое распространение получили сухие фильтрующие элементы из картона, уложенного «гармошкой». Картонные фильтры, эффективные при любом режиме работы двигателя, задерживают более 99 % частиц размером свыше 2 мкм.

Читайте также:  Steam логин и пароль

Относительно недавно на некоторых ТС начато использование так называемого марлевого фильтра, в котором помимо обычных принципов фильтрации в пористых материалах реализуется принцип удержания пылевых частиц на поверхности фильтрующего элемента за счет статического электричества. Дело в том, что двойной каркас из алюминиевой сетки и пропитанная специальным силиконовым составом марлевая набивка такого фильтра образуют своеобразный конденсатор, который заряжается статическим электричеством при трении между пылинками. В результате пылинки как бы налипают на наружную поверхность фильтра, образуя подобие «шубы». Ресурс такого фильтрующего элемента значительно больше, чем у обычного картонного, так как пыль не остается внутри фильтра, а скапливается на его поверхности и может быть легко удалена при очередном техническом обслуживании.

Достоинством фильтрующих воздухоочистителей является их способность задерживать мельчайшие частицы пыли, а недостатком — необходимость периодической очистки, промывки или замены фильтрующих элементов.

Комбинированные воздухоочистители сочетают в себе преимущества очистителей рассмотренных типов. Они широко используются как на колесных, так и на гусеничных машинах. Чаще всего применяют две ступени очистки. На первой ступени (действует инерционный очиститель или циклон) из воздуха удаляются наиболее крупные и тяжелые частицы, на второй (фильтрующий очиститель) — мелкие пылинки.

Чистый воздух человеку нужен всегда и везде: находится ли он дома, на рабочем месте за рулем или в качестве пассажира автомобиля. Понятно, что в автомобиле улучшить воздух, так как в квартире или доме, не удастся, однако, изменить в лучшую сторону – точно получится. Сложность заключается в том, что автомобиль – это небольшое замкнутое пространство. К тому же, попадание в салон выхлопных газов, пыли и другие вредные вещества, носит постоянный характер.

Зачем нужен автомобильный очиститель воздуха

Согласитесь, что садясь в салон автомобиля, не хочется «погружаться» в амбрэ обивки, табачного дыма, освежителя (если так можно назвать), парфюмерии. Современные освежители еще более «усугубляют» и без того тяжелый воздух в машине.

К сожалению, на автострадах воздух тоже сильно загрязнен. Любой автолюбитель или профессиональный водитель, подтвердит, что после длительного переезда или стояния «в пробке» состояние, мягко говоря, «не комфортное». Всему этому причина – выхлопные газы и запахи салона.

Самый распространенный сегодня прибор – ионный очиститель воздуха для автомобиля. Но не все о нем знают и уж, тем более, пользуются. Бытует мнение – «зачем он мне нужен, я постоянно чищу салон, использую освежитель и открываю окна». Понятно, что это ошибочные и неосмысленные доводы.

Состав выхлопных газов просто впечатляет – в нем содержится более 200 вредных соединений. Многие способны привести к серьезным заболеваниям, которые развиваются постепенно, в том числе, онкологическим. Угарный же газ, являясь продуктом неполного сгорания углеводорода, действует сразу, препятствуя поступлению кислорода в организм. И минимальный результат этого процесса – головная боль, сонливость, а более серьезный – отравление, потеря сознания, летальный исход.

Важно! Очищение воздуха в автомобиле, нельзя считать его тюнингом или стайлингом, то есть изменение или доработка характеристик завода-изготовителя, без которых можно обойтись. Это необходимость, которая поможет сохранить здоровье водителя и его пассажиров.

Принцип работы автомобильного ионизатора

Работа климатического компактного устройства ничем не отличается от его габаритных «сородичей». Зато кардинально разнится от работы кондиционеров и вентиляторов. Так, функционирование ионизатора не изменяет температуру, а очищает от загазованности, различных запахов, пыли, дыма, аллергенов.

Автомобильные кондиционеры, охлаждая воздух салона, нагнетают в него микроскопическую пыль, добавляя к той, которая поступает в него естественным путем. Во время ионизации, концентрация вредных веществ снижается, а воздух очищается и свежеет.

Функционирование ионизатора заключается в следующем:

  • При помощи маленького встроенного вентилятора, воздушные потоки из салона всасываются внутрь. У многих устройств, в силу их компактности, отсутствует вентилятор, и воздух «заходит» естественным путем.
  • С помощью генерирующего устройства между электродами возникает электрический разряд.
  • Благодаря ему – образуются ионы, которые обволакивают все частицы, попавшие в устройство с воздушным потоком.
  • Проходя через фильтр, «на волю» выходят только отрицательно заряженные частицы – анионы.
Читайте также:  Информация о mac по серийному номеру

Не имеющие цвета и запаха, они притягивают к себе пыль, убивают микробов, вирусы. Для воздуха они играют роль некой «витаминной добавки». И, соответственно, положительно влияют на самочувствие человека.

ВОЗ определила, что в 1 куб. см свежего воздуха минимально содержится тысяча отрицательно заряженных частиц. Наличие их в большом количестве свидетельствует о том, что бактерии, микробы и вирусы практически отсутствуют.

Важно! Для сравнения и анализа приведем содержание анионов в 1 куб.см в разных местах: жилые помещения в городской черте – 45, воздух в городе – 150, поле – 900, горы, лес, морское побережье – свыше 5500.

Автомобильный очиститель ионизатор воздуха: достоинства и недостатки

Известно, что атмосфера внутри автомобиля в 10 раз загрязненнее, чем свежий воздух и в 5 раз хуже, чем воздух помещений. Чтобы справиться с этим очистное устройство должно обладать рядом несомненных достоинств.

Плюсы

  • Небольшая мощность приборов, позволяет подключать их через прикуриватель, а некоторые модели – через USB-порт.
  • Область применения (в зависимости от вида устройства) – менее 20 кв. м.
  • Высокая концентрация ионов (в зависимости от размеров устройства и обрабатываемого помещения).
  • Эффективное удаление пыли, перхоти, пыльцы, плесени, дыма, аллергенов.
  • Уничтожая вредные бактерии, вирусы и поглощая неприятные запахи путем создания безопасного для организма озона, устройство повышает метаболизм организм человека и снимает усталость.
  • Наличие разнообразных функций – самоочищение, дезодорация, эффект увлажнения, ароматизация.
  • Компактные размеры и модный дизайн.
  • Бесшумная работа.
  • Небольшой вес и мобильность позволяют использовать прибор не только в салоне автомобиля, но и на рабочем месте, подключив его через USB.

Минусы

  • Когда отрицательные ионы очищенного воздуха «встречаются» с положительными частицами пыли и других вредных веществ, они становятся тяжелыми и не «плавают» в воздухе, а оседают на поверхности в салоне автомобиля.
  • Необходимость у некоторых видов замены фильтров.

Очиститель воздуха для авто: дополнительные функции

Одна из самых распространенных функций – ароматизация. Во многих моделях есть специальная пластина, на которую достаточно капнуть несколько капель ароматического масла, и прибор станет выполнять функцию ароматизатора. Популярные ароматизированные масла у дальнобойщиков – цитрусовые и кофе. Они поднимают тонус и не позволяют заснуть за рулем.

Еще одна функция – дополнительное фильтрование. Производится с помощью сменных блоков фильтрации. Благодаря такой возможности, на фильтрах задерживаются частицы менее 0,01 мкм, а фильтрация составляет практически 100%.

Для людей страдающих аллергическими заболеваниями и отказывающими себе в вождении автомобиля или плохо чувствующими себя за рулем, рекомендуются модели с HEPA-фильтрами. Такие приборы можно посоветовать курящим водителям и таксистам, в салоне автомобиля которых, ездит множество людей со своим амбрэ.

Рекомендации по применению

  • Не включать прибор при открытых окнах.
  • Не курить и не использовать электронные сигареты во время ионизации.
  • Чаще проводить влажную уборку салона.
  • Некоторые производители лукавят и указывают достаточно большую площадь, которую сможет обработать ионизатор – будьте реалистами и используйте только в салоне автомобиля.

Ели вы решили ионизировать воздух своего автомобиля и, соответственно, приобрести устройство, которые выполняет такие функции, проведите сначала анализ цен и качества, имеющегося на рынке товара. Просмотреть ролики в интернете и заказать «по дешевке» онлайн – всегда успеете.

Совет! Сходите в магазины, предлагающие климатическую технику для автомобилей, и как говорится, «потрогайте руками». Удостоверившись в качестве, наличии определенных функций и гарантийных обязательств производителя – можете приобретать. Помните – качественное устройство не может стоить дешево.

Комментировать
1 166 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector