No Image

Размеры купе в поезде

СОДЕРЖАНИЕ
2 841 просмотров
10 марта 2020

Плацка́ртный ваго́н — один из видов пассажирских вагонов в России и других странах СНГ. Является самым массовым типом вагонов в этих странах.

Термин «плацкартный» происходит от плацкарты — дополнительной к проездному билету карточки или квитанции, позволяющей занимать определённое нумерованное место в определённом вагоне [1] . Бесплацкартными назывались вагоны, в которых билеты с обозначением места не продавались, но позже они были переведены в разряд общих вагонов, с возможностью занимать определённое место.

Содержание

История [ править | править код ]

Плацкартные вагоны III класса открытого типа (4 полки поперек вагона и 2 полки вдоль вагона) строились ещё в дореволюционной России — например, на казённых железных дорогах это были вагоны с длиной кузова 14 и 18 метров. После 1917 года старая классификация была отменена, и вагоны бывшего III класса стали называться жёсткими плацкартными дальнего следования. В 1920-е годы различными заводами строились 14-метровые вагоны. В 1928–1941 годах массовое производство деревянных вагонов с длиной кузова 20,2 м (так называемый «егоровский» тип) было развёрнуто на Ленинградском и Тверском (Калининском) заводах. Слово «жёсткий» начало выходить из официального употребления лишь с середины 1960-х, когда деревянные полки всех новых вагонов, включая купейные, получили полумягкую обивку с дерматиновым покрытием.

В 1934 или, по другим данным, в 1935 году Калининский завод построил первый в СССР цельнометаллический вагон с условным названием «ДИП» («Догоним и перегоним»). Он имел 25-метровый кузов, традиционно зауженный у тамбуров, 62 места для лежания (или 82 места для сидения). Модель была построена в нескольких опытных образцах, но в серию не пошла.

В 1946 году Ленинградский завод имени И. Е. Егорова построил опытный образец модели 2 сб — плацкартного вагона современного типа, с цельнометаллическим кузовом длиной 23,6 м и шириной 3,106 м. Вагон имел плоские наружные стены, 60 лежачих или 90 сидячих мест и опирался на бесчелюстные тележки типа ЦМВ (с конструкционной скоростью 120 км/ч). С 1947 года серийное производство аналогичных вагонов началось параллельно на Ленинградском и Лианозовском заводах.

Вагоны второго выпуска (с августа 1948 года) отличались только челюстными тележками. [2]

Вагоны третьего выпуска (1949–1950) имеют следующие особенности: тележки челюстные, тара 55,3 тонны, увеличенное служебное купе проводников с двумя спальными местами, число пассажирских мест — 58 спальных и 87 для сидения, в туалетах вместо алюминиевых установлены фаянсовые умывальные чаши и унитазы, оконные рамы вагонов с 1949 года делаются с наружной металлической облицовкой. [2] [3]

Вагоны четвертого выпуска (с 1950 года) имеют такие особенности: бесчелюстные тележки, теплоизоляция вместо фольги — мипора, гофрированные боковые стены, внутренняя обшивка вместо дубового шпона — линкруст, умывальные чаши и унитазы фаянсовые с металлической наружной армировкой с эмалированной поверхностью.

В 1950 году Ленинградский завод прекратил производство открытых вагонов и переключился на купейные, багажные, почтовые и специального назначения. Лианозовский завод построил последний вагон в 1952 году и был перепрофилирован под производство сложной радиоэлектронной аппаратуры. [4]

С 1951 по 1960 годы выпуском плацкартных вагонов занимался Калининский вагоностроительный завод [5] , постепенно совершенствуя конструкцию. С 1952 года на тележках применены роликовые подшипники (вместо подшипников скольжения), с 1957 года — тележки КВЗ-5 (с конструкционной скоростью 140 км/ч). Все вагоны имели окна с форточками и принудительную вентиляцию. Параллельно калининским вагонам в 1950–1960 годах поставлено 2746 аналогичных вагонов модели 66W производства Познаньского завода им. Сталина (он же с 1956 года — завод им. Х. Цегельского). Строились они по советским чертежам, но в отличие от калининских, польские вагоны несколько тяжелее (тара 51 т против 48 т у большинства модификаций), гофрированный кузов получили с 1954 года, роликовые подшипники — с 1956 года, а тележками КВЗ-5 оснащались только в 1960 году.

В 1966 году производство плацкартных вагонов для Советских железных дорог было возобновлено.

Из ПНР в 1966–1974 годах импортировались следующие семейства (модель 908A имеет 58 спальных мест, остальные — 54):

  • 908A (1966–1967, 425 штук);
  • 909A (1967, 1 шт.); 909Aa (1967–1969, 544 шт.); 909Ad (1968–1969, 80 шт.);
  • 910A (1969–1970), 192 шт.;
  • 911A (1970), 9 шт.;
  • 912A (1971–1973 или 1971–1974), количество неизвестно;
  • 914A (1970), количество неизвестно.

С 1966 года Калининский (Тверской) ВСЗ выпускает плацкартные вагоны практически непрерывно, оставаясь единственным производителем плацкартных вагонов в самом СССР, а ныне — и в России:

  • 61-181, тип ЦМВО-66, цельнометаллический вагон открытого типа (1966–1975) — первый вагон с компоновкой на 54 лежачих места, ставшей стандартной на четыре десятилетия. Окна — без форточек, с опускающимися рамами, тележки — КВЗ-ЦНИИ (конструкционная скорость 160 км/ч).
  • 61-425 (1975–1983) — первый вагон с подвагонной магистралью 3000 В и комбинированным отоплением (твёрдым топливом или электричеством, подающимся от электровоза по подвагонной магистрали).
  • 61-806 (ок. 1980) — опытный вагон с кузовом из нержавеющей стали.
  • 61-821 (1983–1988) — первый вагон со встроенными угольными ящиками и вертикальными гофрами на торцевых стенах.
  • 61-825 (1988).
  • 61-826 (первый экземпляр в 1988, серия в 1989–1999) — отличается новой конструкцией лестниц у рабочего тамбура, малым числом крышевых дефлекторов, с 1992 (?) года применяется кузов с острой нижней кромкой, с 1998 года в окнах установлены стеклопакеты.
  • 61-836 (первый экземпляр в 1991, серия в 1993–1997) — отличается кузовом из низколегированных и легированных (нержавеющих) сталей. Нижний пояс кузова выполнен из нержавеющей стали 12Х13Г18Д (ДИ-61), а межоконные простенки и верхний пояс – из низколегированной стали 10ХНДП. Широкого распространения модель не получила. [6]
  • 61-4177 (первый экземпляр в 1997, серия в 1998–2003) — отличается улучшенной планировкой пассажирского помещения и усовершенствованной системой вентиляции с использованием инерционных фильтров и вентилятора повышенной мощности. [7]
  • 61-4194 (2003–2008) — отличается кондиционером и вакуумными туалетными комплексами (ЭЧТК). С 2007 года — новые тамбурные двери с овальными стеклопакетами.
  • 61-4447 (с 2008 года) — плоскогофрированный вагон нового модельного ряда. Длина кузова увеличена до 25 м (25 500 мм по осям сцепок), оба туалета размещены у некотлового тамбура. С 2013 года выпускается модификация 61-4447.07 с герметичными межвагонными переходами для поездов постоянного формирования.
Читайте также:  Как отследить другой телефон по номеру

Крюковский вагоностроительный завод (Кременчуг, Украина) с сентября 2010 года производит плацкартные вагоны модели 61-779П, которые поставляются на железные дороги Украины, Казахстана, а Белорусская железная дорога эксплуатирует вагоны 61-779П финальной сборки Гомельского вагоностроительного завода. [8] Модель отличается увеличенной длиной (26 696 мм по осям сцепкок) и вместимостью (58 мест, в последнем отсеке боковых мест нет).

Минский вагоностроительный завод в 2006–2009 годах получал от ЗАО «Вагонмаш» кузова для производства собственной модели 61-537. [9] Впоследствии закупались вагонокомплекты ТВЗ — локализованные в Беларуси модели получили индексы 61-4194.М [10] и 61-4447.М [11] и имеют некоторые отличия от тверских образцов. [12]

В ноябре 2018 года в России был представлен опытный образец нового плацкартного вагона с улучшенным интерьером, которым постепенно до 2025 года будут заменяться плацкартные вагоны предыдущих моделей [13] [14] [15] [16] .

Описание и конструкция [ править | править код ]

Купе [ править | править код ]

В каждом купе расположены 6 полок для пассажиров в два яруса, два столика, три багажных полки, три багажных отделения под нижними полками, два окна.

С одной стороны от прохода параллельно окну расположены: нижняя полка (нечётные места № 37–53), раскладывающаяся в столик и два сиденья, под ней — багажный отсек, над ней — верхняя полка (чётные места № 38–54), складывающаяся под багажную полку, над ней — багажная полка. Эти места (№ 37–54) называют боковыми.

С другой стороны от прохода расположены поперёк вагона 4 полки (2 нижних и 2 верхних), между ними — столик, под нижними полками — багажные отсеки, для доступа к ним полки поднимаются, над верхними полками — багажные полки. Окно над столиком открывается (за исключением купе 3 и 6, где расположены аварийные выходы).

Эти места (нечётные № 1-35 — нижние, чётные № 2-36 — верхние) называются купейными.

Нумерация мест в вагоне идёт по часовой стрелке: от рабочего тамбура идёт нумерация купейных мест, а нумерация боковых наоборот, от нерабочего тамбура.

Параметры пассажирского салона могут незначительно отличаться в зависимости от модели. Для исходного типа ЦМВО-66 (модель 61-181) они таковы: [17]

  • высота от пола до потолка — 2585 мм;
  • ширина внутренняя меж боковых стен вагона — 2923 мм;
  • длина «полукупе» — 1792 мм, ширина — 1767 мм;
  • спальная полка в «полукупе»: средняя длина — 1725 мм (из-за скоса ближняя к стенке сторона полки длиннее, у прохода — короче), ширина — 580 мм;
  • ширина прохода между спальными полками — 607 мм.
  • ширина боковой полки: средняя — 570 мм (на уровне плеч сидящего пассажира), максимальная — 605 мм (по глубине раскладного столика);
  • ширина главного коридора: 561 мм (минимальная, в проёме).

Общевагонное оборудование [ править | править код ]

В вагоне имеется два туалетных отделения с умывальниками, двухместное закрывающееся купе проводников (с поперечным расположением полок), служебное купе (откуда дежурный проводник управляет системами вагона), котёл для кипячения питьевой воды («титан»).

Плацкартный вагон в России является одним из самых дешёвых и популярных видов проезда на дальние расстояния.

Плацкартный вагон на станции Донецк

Боковые места поезда «Роза Донбасса» (Нижняя полка в положении сиденья+столик)

Титан для подогрева воды (кипятильник)

Плацкартный вагон на 54 места

Пассажиры в плацкартном вагоне

Плацкартный вагон № 083 27090 модели 66W (1953 год)

Тележка плацкартного вагона № 083 27090 модели 66W (1953 год)

Тамбурная дверь плацкартного вагона № 083 27090 модели 66W (1953 год)

Переходная площадка плацкартного вагона № 083 27090 модели 66W (1953 год)

Вагон № 045 27289 (УЗ) модели 61-181 после КРП с обновлением кузова

Критика [ править | править код ]

Бывший президент ОАО РЖД Владимир Якунин в конце срока своего президентства признал поездку в плацкартных вагонах своеобразным «коллективным стриптизом» [18] .

(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)

N п/п Наименование показателя Нормативное значение
Купе для пассажира в вагонах Купе для проводника
люкс 1 класс 2 класс 3 класс 2этажный предназначенных для эксплуатации в международном сообщении
1. Дверной проем в свету, мм, не менее:
– высота 1900 1900 1900
– ширина 550 520
(430 для последнего купе)
520
(430 для последнего купе)
430
2. Длина купе, мм, не менее 2000 1900 1900 1675
3. Спальная полка, мм, не менее:
– длина 1840 1665 1840 1665
(1515 )
– ширина 700 600 580
(боковой полки – 520)
600
6. Высота от пола до поверхности сиденья, мм, не менее 420
7. Расстояние по высоте между поверхностью сиденья и верхней спальной полкой, мм, не менее 980 940
8. Расстояние по высоте между верхней спальной полкой и потолком, мм, не менее 880 590 (до багажной полки) 600 780
9. Ширина прохода между спальными полками или между спальной полкой и перегородкой, мм, не менее 500
Читайте также:  Canon eos rebel t6i

Для вагонов 3 класса и вагонов с креслами для сидения.

Приложение N 4
к СП 2.5.1198-03

Планируя путешествие по железной дороге, следует перед поездкой тщательно продумать детали для максимального комфорта передвижения.

Все чаще пассажиры отдают предпочтение купейным вагонам, поскольку удобство размещения и предусмотренный в них сервис окупают дополнительные затраты на билеты по сравнению с проездом в плацкарте. Узнаем подробно в нашей статье о виде поездки на поезде.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу юридическую проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-50-73 . Это быстро и бесплатно !

Описание размеров помещений в купейном вагоне

Купейные вагоны по внутреннему устройству и способу размещения пассажиров напоминают СВ. Разберем, сколько купе расположено в одном купейном вагоне. По длине в ряд находится 9 четырехместных купе с верхними и нижними полками, отгороженных от общего коридора блокируемыми изнутри дверями. Начало и конец вагона оборудованы туалетами, впереди располагается место для проводников.

Полки для сна в купейных вагонах несколько длиннее, чем в плацкартных, за счет отсутствия боковых спальных мест. Вагон вмещает 36 пассажиров, для удобства которых предусмотрен кондиционер, зеркало, вешалки для одежды, столик, настенный светильник и отделения для багажа.

На верхних местах можно свободно сидеть благодаря отсутствию третьего ряда полок для вещей. Стандартный размер спального места – длина 180 см, ширина 60 см.

Встречаются вагоны на 38 пассажиров с добавочным двухместным купе, на 40 или 44 человека (такие вагоны немного длиннее обычных). В поездах дальнего следования различают «женские» и «мужские» купе, подразделяемые в зависимости от пола первого пассажира, купившего билет в него. Таким образом, в них едут пассажиры одного пола.

Что касается «детских» купе, то такого разделения нет.

Больше о том, что такое купе в поезде и каковы особенности купе-вагонов разных категорий, мы рассказывали в отдельном материале.

История возникновения

Строительство первых вагонеток начато в России в середине 18 века. Железнодорожные составы, удобные для путешествия, появились после выпуска в 1850 году на Александровском заводе по производству купейных вагонов повышенной комфортности.

Туалеты, умывальники и печи сухого отопления оборудуются в поездах с 1863 г. Водяное отопление вагонов создано на Кировском заводе в 1877 г. Постепенно свечные фонари уступили место газовым, электрическое освещение в поездах стало применяться с 1887 года.

Пассажирский вагон 1 класса изготовлен на Сормовском заводе в 1913 году. Позднее, в 1931 году, из самых усовершенствованных вагонов этого типа был сформирован поезд «Красная стрела».

Тогда же создавались оригинальные вагоны различных типов – мягкие 1 и 2 классов с меняющейся планировкой и оборудованием, двухэтажные, с установками – прототипами современных кондиционеров. Эти изобретения российских вагоностроительных заводов стали предшественниками современных купейных вагонов различных классов обслуживания.

Категории и классы РЖД

По маркировке, указанной в билете, можно узнать тип купейного вагона: КБ – купейный с буфетом, К – купейный с купе на четверых пассажиров, КР – купейный с радиостанцией, М – имеет четырехместные купе с мягкими полками. Кроме них в поезде имеются: Б – багажный и ВР – вагон-ресторан.

В зависимости от степени комфорта и обслуживания купейные вагоны бывают следующих классов:

  • 2Э – предусмотрено питание, наличие биотуалета и кондиционера. Пассажирам предоставляется набор средств для умывания, газеты и журналы на выбор.
  • 2Б – услуги аналогичны предоставляемым в 2Э, не гарантируется наличие биотуалета.
  • 2К – снабжены биотуалетом и кондиционерами.
  • 2У – имеются кондиционеры, биотуалет не гарантирован.
  • 2Л и 2Д (туристические) – наличие кондиционеров и биотуалета не гарантировано.

В купейных вагонах возможна перевозка крупных и мелких домашних животных. В зависимости от класса обслуживания услуга бесплатна и необходим выкуп всего купе (2Э, 2Б, 2Л, 2У), либо оплата всех мест не обязательна и нужно платить только за провоз животного (2К). В вагонах 2Д перевозка животных любого размера запрещена.

Узнать о том, какие бывают категории купейных вагонов и как правильно выбрать вагон для комфортного путешествия, можно здесь.

Порядок расположения мест

Во всех купе, независимо от количества вмещаемых пассажиров, места расположены в два яруса, общее их количество от 36 до 44. Нижние полки в вагоне имеют нечетные номера, верхние – четные. Нумерация начинается от купе проводников, которое обычно располагается впереди остальных по движению поезда.

Подробно о том, как расположены места в вагоне купе и сколько их там вообще может быть, мы рассказывали в этой статье.

Читайте также:  Встроенный цап что это

Отличия двухместного отделения

В некоторых поездах, следующих на дальние расстояния, встречаются двухместные купе, одноместных не бывает. Номера мест в них 37 и 38. По внутреннему устройству не отличаются от полноценных четырехместных купе, но рассчитаны на два пассажира. Полки расположены друг над другом, имеется столик и место для размещения багажа. Располагается такое купе в головной части вагона рядом с местом проводников.

Преимуществом путешествия в двухместном купе является наличие только одного соседа. Из недостатков следует отметить меньшую площадь, какая может не подойти людям с боязнью ограниченных пространств.

Предоставляемые услуги

Во всех без исключения купейных вагонах оказываемые пассажирам услуги подразделяются на бесплатные (предусмотренные за стоимость билета или входящие в должностные обязанности проводников) и приобретаемые за дополнительную оплату.

К включенным в цену билета на купе относятся:

  1. Проезд от станции посадки до пункта прибытия, указанном в проездном документе. Разрешенный багаж должен быть не более 50 кг весом и 180 см длиной. Не подлежит оплате провоз ребенка до 5 лет на спальном месте одного из родителей.
  2. Постельное белье, которое на верхних полках до отправления поезда надевается проводниками. Заправляют постель на нижних местах проводники по просьбе пассажиров, что удобно людям преклонного возраста и женщинам в положении.
  3. Ремни для сна, обеспечивающие безопасность на верхних полках. Их установка и проверка надежности крепления – обязанность проводников.
  4. При необходимости пассажиры вправе бесплатно получить кипяток, стаканы и столовые приборы; нитки и иголки; медицинскую аптечку; настольные игры (шашки, шахматы, нарды); пользоваться мылом и туалетной бумагой.
  5. Проводники обязаны предоставлять полную информацию о порядке движения поезда, изменениях в расписании, продолжительности остановок; проводить влажную уборку в купе и местах общего пользования; следить за исправностью кондиционеров, розеток, радиоточек; поддерживать общественный порядок; оказывать первую медицинскую помощь.

Услуги, оплачиваемые пассажирами сверх стоимости билета (кроме вагонов класса обслуживания 2Э, где они включены в цену):

  • замена своего места на место в вагоне более высокого класса комфортности;
  • получение от проводников чая, кофе, продуктов, умывальных принадлежностей;
  • приобретение печатных изданий;
  • заказ еды из вагона – ресторана.

Как выглядит пассажирский вагон?

Внешне купейный вагон не отличается от плацкартного или СВ. Цвет и отдельные конструктивные элементы зависят от производителя и года выпуска. Основные различия располагаются внутри.

Места для пассажиров с помощью перегородок объединены по 4 в отдельные купе, закрывающиеся дверью. Общий коридор тянется вдоль вагона за стенкой, проходящие по нему люди не мешают путешествующим. Купе располагаются по левую сторону от входа. Имеется два туалетных отсека (в начале и конце вагона), служебное помещение, купе проводников, рядом с которым установлен водонагреватель.

В современных поездах розетки предусмотрены в каждом купе. В поездах старого образца – в коридоре напротив третьего, пятого и восьмого купе. Длина шнура электроприборов не всегда позволяет протянуть его от розетки к пассажирскому месту, создавая неудобство для остальных.

В 3 и 6 купе располагаются аварийные выходы, оборудованные специальными стеклопакетами без возможности открыть их для проветривания. Наличие кондиционеров позволяет поддерживать комфортную температуру воздуха.

Посмотреть фото обычных и двухэтажных вагонов купе в поезде РЖД, в том числе и фирменных, можно здесь.

Особенности фирменных и двухэтажных купейных составов

В появившихся во время сочинской олимпиады двухэтажных скорых поездах купейные вагоны отличаются от привычных. Двери в них оборудованы магнитным замком, открываемым карточкой-ключом. Высота потолков на первом этаже приблизительно 2 метра, пассажирам верхних полок тесновато.

Для багажа предусмотрены отделения под нижними местами, около которых расположена розетка. Все купе оборудованы системой климат-контроля, радиоточками, имеется бесплатный доступ к wi-fi.

Окна в двухэтажных вагонах находятся ниже обычного уровня. Первый этаж включает 3 туалета и 8 купе, рассчитанные на четверых, места нумеруются с 1 по 32. Второй этаж вмещает остальных пассажиров в 8 купе, места с 81 по 112. Этажи соединяет лестница с зеркалами для избежания столкновения поднимающихся и спускающихся людей.

Фирменные поезда отличаются наличием индивидуального названия и дополнительных услуг для комфортабельного путешествия. По расположению мест и другим характеристикам купе в таких поездах ничем не отличаются от обычных. Пассажирам предоставляется биотуалет и кондиционер, предлагается набор средств для гигиены, печатная продукция. В цену билета включено питание.

Поезд «Экспресс» оборудован биотуалетами, кондиционерами, wi-fi, кофемашинами. Каждое купе рассчитано на четверых пассажиров, для них предусмотрены верхние и нижние полки шириной 70 см с бортиками для защиты от падения. К услугам проезжающих санитарно-гигиенические наборы улучшенной комплектации, свежие издания газет и журналов, горячее питание и прохладительные напитки (подробно о том, включено ли питание в купе поезда РЖД и что входит в меню, читайте тут).

Выбирая путешествие с комфортом, следует заранее поинтересоваться категорией поездов, курсирующих по нужному маршруту.

Семьям с детьми, деловым людям, большую часть времени занятым работой, ценящим уют и покой пассажирам как нельзя лучше подойдут купейным вагоны, в которых за относительно небольшую доплату к стоимости билетов, по сравнению с плацкартными, гарантируется качество обслуживания и удобство поездки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу юридическую проблему – позвоните прямо сейчас:

Комментировать
2 841 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector