Приводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста.
Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.
Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.
Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:
– " Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", – говорит князь Андрей Пьеру.
– Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни "только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь ".
В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.
Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.
После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например:
Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: "…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…"
Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами ( Пушкин пишет, что он любит Петра творенье ).
Стихотворный текст можно цитировать двумя способами:
A. Соблюдая графический облик строфы, например:
" Чудная картина…" А. Фета – зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…
Б. Одну-две строки можно цитировать "в строчку", например:
"Чудная картина" А. Фета – зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: "Чудная картина, // Как ты мне родна…"
В этом случае необходимы кавычки.
Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например:
А. Фет пишет:
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…
Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например:
В обоих стихотворениях нарисован зимний пейзаж :
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…
вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…
Эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек. Фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится.
Расположение стихотворных строк
Место начала строк, как правило, определяет автор. Стихотворения могут начинаться от одной воображаемой вертикальной линии, двух, трех и т. д.
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно.
Я здесь стою близ моря на скале,
Иногда рифмованная строка размещается в двух и более типографских строках уступами или каждая вправо от общей левой вертикальной линии. Это так называемое флаговое расположение. Встречается и комбинированное расположение строк.
М. Ю. Лермонтов. Мцыри
М. Ю. Лермонтов. Демон
Если в стихотворении встречается прямая речь — диалог в кавычках, составляющий одну стихотворную строку, вторую часть диалога в середине стихотворной строки либо начинают с новой типографской строки, либо оставляют в той же сроке, что и первую часть диалога. Выбор за автором. В обоих случаях между частями диалога ставят тире.
Николас Гильен. Baл
«А есть у вас друзья?» — «Помилуй бог!
Они меня покамест не тревожат!
Ну вот, я рассказал вам все, что мог,
Теперь и вы расскажете, быть может?»
«Увы, исполнен горестных тревог
Рассказ мои долгий! Боль мне сердце гложет!»
Байрон. Дон-Жуан
При редактировании стихотворений обращайте на эти моменты внимание для усиления читательского восприятия.
Разбивка на строфы. Нумерация стихов и строф
Разбивка на строфы
Ее тоже определяет автор, разбивка может быть достигнута: 1) пробелом между строфами; 2) смещением строф по вертикали — влево и вправо; 3) отделением строф цифрами или звездочками.
Используется при публикации стихотворных произведений большого объема, когда в конце книги помещены комментарии и примечания ко многим местам текста.
Номером отмечается, как правило, каждый пятый стих (5, 10, 15 и т. д.).
При одноколонном наборе цифры номеров без точек ставят обычно с левой стороны и отбивают от строки на полукегельную шрифта основного набора. При двухколонном наборе номера располагают слева от левой колонки и справа от правой.
Для нумерации берут цифры самого мелкого кегля.
В стихотворных произведениях, разбитых на строфы, предпочтительно нумеровать строфы (если они не нумерованы автором) таким же образом, как стихи.
Размещение фамилий автора, переводчика, даты и места написания стихотворного произведения
Как правило, помещенная под стихотворением фамилия автора ставится у правого края.
Если приводятся фамилии автора и переводчика, фамилию автора обычно ставят справа, фамилию переводчика — слева.
Дату и место написания у казывают обычно под последней строкой у левого края. Она предшествует строке с фамилиями автора и переводчика.
Источник: Справочник издателя и автора : Редакционно-изд. оформление издания / Аркадий Мильчин, Людмила Чельцова. — М. : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014.
1)Если цитата пишется в столбик, то кавычки не ставятся.
Образец:
Поэт воскицает:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда буду я!
2)Если стихотворение надо процитировать в строчку, то кавычки ставятся.
Образец:
Поэт восклицает: "пусть всегда будет солнце! ||Пусть всегда буду я!"
3)Если цитаты очень короткие и их надо брать из разных
частей стихотворения, то каждую короткую цитату
берем в кавычки и оформляем, как однородные члены
предложения.
Образец:
Стихотворение "Пророк" насыщено церковнославянской
лексикой ("духовной жаждою","перстами","уста","грешный язык"),
помогающей автору показать святость поетического труда.
4)Если надо процитировать не всё предложение, а только
часть, то вместо пропущенных слов ставится многоточие.
а) если пропускаем слова в начале предложения,
то ставиться многоточие и дальше пишем с маленькой буквы.
б) если пропускаются слова в середине цитаты, то
вместо них ставится монготочие.
Образец:
"*******. *******"