No Image

Деление на слоги по аванесову

СОДЕРЖАНИЕ
2 145 просмотров
10 марта 2020

Р. И. Аванесов разработал сонорную теорию слога русского языка, которая объясняет две важных вещи: что такое слог и как правильно разделить слово на фонетические слоги. Начнем с первого.

Слог, по Аванесову, это совокупность разных по степени сонорности звуков. Любой слог — это переход от менее сонорных к более сонорным звукам. Самый звучный — такой звук, который является вершиной слога. Уровни звучности обозначаются следующим образом:

  • 4 — гласные;
  • 3 — сонорные звонкие согласные;
  • 2 — шумные звонкие согласные;
  • 1 — шумные глухие согласные;
  • 0 — пауза.

Получается, что любое русское слово можно представить схематически. Отметим каждый звук точкой на шкале от 0 до 4 и затем соединим получившиеся точки. Помним, что цифрами мы обозначаем именно характер звука, а не буквы, поэтому опираемся не на графическую запись слова, а на его транскрипцию, которую предварительно следует составить.

Каждый слог — это волна сонорности. Количество слогов равно количеству вершин сонорности. В данном примере таких вершин у нас три, значит в слове три слога. Но теория Аванесова позволяет не только верно определить количество слогов, но и не ошибиться с их границей. Главный ее постулат гласит: слог в русском языке строится по закону восходящей звучности — от наименее звучного звука к наиболее звучному, то есть слоговому. Из этой теории есть следующие следствия:

  1. Большинство слогов русского языка стремится к открытости, то есть к тому, чтобы оканчиваться на гласный. Например, [нα-у́-къ] наука, [ва́-зъ] ваза.
  2. Слог может заканчиваться на согласный звук только в трех случаях:
  • в конце слова: [плα-то́к] платок, [рα-ш’-о́т] расчёт.
  • на стыке сонорного и шумного в неначальном слоге. В таком случае сонорный отходит к предшествующему слогу, а шумный — к последующему: [за́м-шъ] замша, [бαл-ко́н] балкон.
  • на стыке [u̯] и любого согласного. Звук [u̯] отходит к предшествующему слогу, а согласный — к последующему: [вαu̯-на́] война, [ма́u̯-къ] майка.

Последние два пункта требуют объяснения. Почему именно так? Дело в том, что в каждом из них рядом оказываются звуки, близость которых нарушает слоговую теорию восходящей звучности.

Например, сочетание сонорного и шумного согласного звука в переводе на цифровой индекс выглядело бы следующие образом: 3 (сонорный) и 2 или 1 (шумный). А внутри слога невозможно понижение, поэтому их необходимо разделить на разные слоги для возрастания звучности в последующем. То есть до гласного звучность должна только нарастать, а падать в других местах.

В случае же сочетания [u̯] и любого согласного у нас вновь то же самое нарушение, которое требует разделения этих двух звуков на разные слоги. Индексы: 3,5 (у [u̯] более высокий индекс, чем у остальных сонорных) и 1, 2 или 3 (любой согласный).

Удивительно, как эта теория может описывать даже самые малые нюансы произнесения слов. Например, слово лбы. При произнесении этого слова мы вынуждены немного приглушать сонорный [л] до индекса последующего шумного согласного звука, иначе получится, что в слове два слога, а не один. И действительно, сравните звучание [л] в словах лира и лбы.

Именно из-за слоговой теории можно услышать скандирование [ша́u̯-бу] Шайбу!, а не *[ша́-u̯бу].

Еще один пример. Слово карман будет делиться на два слога и граница следующая: [кα-рма́н].

Наконец, нужно помнить о том, что фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением слова и правилам переноса.

12. Современное русское слогоделение. Специфика русского слога. Принципы организации русского слога. Принципы организации русского слога с позиции акустических и артикуляционных теорий слогоделения. Законы построения русского слога.

Слог в разных языках проявляет различную степень фонологической значимости, то есть смысловой обусловленности. В русском языке фонологические признаки слога отсутствуют, то есть слог для русского языка не является носителем смысла, поэтому можно двигать границы слога. В РЯ минимальная фонетическая единица – звук, но слог – минимальная произносительная единица. В РЯ существует много теорий слогоделения.

Слогораздел – определение границ между слогами в слове. Имеет теоретич. и практическое значение. Правильное слоговыделение показывает одну из сторон устройства языка и используется для правильного переноса слов.

Основной закон слогоделения – закон восходящей звучности. Звуки в слоге распределяются от наименее звучных к наиболее звучным. Этот закон передаётся в правилах:

– все гласные как слоговые звуки образуют вершину слогов и распределяются по разным слогам па-ук;

– один согласный между гласными принадлежит следующему за ним гласному га-ла-ва;

– сочетание шумных между гласными относят к следующему слогу ка-ска ла-пка;

– сочетание шумных и санорных относят к следующему слогу о-кно са-бля;

– сочетание санорных между гласными относится к следующему слогу ка-рма;

Читайте также:  Could not find installable isam

– при сочетании санорных с шумными слогораздел происходит между ними кар-та;

– сочетание Й неслогового с последующими шумными или санорными тай-фун.

По структуре выделяют слоги:

– прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые;

– полные – закрытые и прикрытые сок;

– усечённые с начала – закрытые и неприкрытые ум, иск;

– усечённые с конца мгла;

– открытые и неприкрытые ау.

Слогораздел и перенос слов на письме.

Эти 2 явления связаны, но относятся к разным разделам (фонетика и орфография). Слогоделение – объективное явление языка, перенос – условные правила. Основной принцип – фонетический. Слово для переноса членится в соответствии со слогоделением во-рота. По этому принципу правило запрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога. Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, но при стечении нескольких согласных между гласными допускается перенос.

Морфологический принцип – деление на слоги должно происходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных слов под-бить при-слать рус-ский.

Ограничения: русские слова не могут начинаться с ы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.

Типы теорий слогоделения.

При отсутствии смысловых обоснований – слогоделение определяется: артикуляционными (для говорящего); акустическими (для слушающего) параметрами.

Акустические – работают с позиции говорящего, отвечают на вопрос, как должны сработать его органы речи.

Артикуляционные – с позиции слушающего – какую фонетическую последовательность должен услышать, чтобы воспринять это как слог.

Параметры характеристики речевого потока.

1) как сторонники данной теории определяют слог;

2) какие принципы лежат в основе слогоделения;

3) какие единицы речевого потока могут приобретать статус слогообразующих;

4) каковы достоинства и недостатки (отличительные свойства) каждой теории.

Акустические теории слогоделения.

Слог – компонент звукового потока, воспринимаемый слушающим в единстве.

Теория сонорности. Выдвинул англичанин Г. Суит. Разработал датский ученый Отто Есперсен. На материале русского языка эту теорию впервые рассмотрел Р.И. Аванесов.

Слогволна сонорности (звучности). Ее структура определяется сочетанием более звучных единиц речевого потока с менее звучными.

Акустическая структура слога представляется через систему коэффициентов звучности. Для русского речевого потока – четыре ступени звучности (соответствует классификации звуков по степени сонорности):

«1» – глухие шумные согласные (уровень звучности –минимальный),

«2» – шумные звонкие,

«4» – гласные (самые звучные элементы речевого потока).

Слогообразующие звуки. Чаще всего – гласный звук (его звучность – максимальная). Могут быть – сонорные согласные (обладают звучностью, приближенной к максимальной).

Сонорный как слогообразующий выступает пи отсутствии последующего гласного [пα-рат]; при наличии предшествующих шумных (организация «волны») [с’иен’–т’*а–бр’].

Восходящий (волна восходящей звучности)

Восходящее-нисходящий. Слоги в этом случае – закрытые. Восходяще-нисходящие слоги возникают: при наличие в слове сочетания согласных, первый из которых – более звучный, на конце слова, которое оканчивается на согласный.

Нисходяще-восходящий. Только в начале слова в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях!

Артикуляционные теории слогоделения.

Слог – единый акт работы речевого аппарата.

Теория мускульного напряжения.

Теория мускульного напряжения. Французский ученый Морис Граммон. Русский ученый – Л.В. Щерба.

Речевой поток – последовательность волн мускульного напряжения. Слог – часть речевого потока, начинающаяся с усиления и заканчивающаяся расслаблением мускул речевого аппарата. Граница между слогами соответствует моменту спада мускульного напряжения.

Слогообразующие звуки. Производство гласных требует большего напряжения речевого аппарата, чем производство согласных, так как, чтобы создать нужную форму резонаторной трубы, говорящему требуется напрягать весь речевой аппарат. Слогообразующий – только ГЛАСНЫЙ.

Слогораздел зависит от ударения и типа согласного.

1. Сильноначальные – примыкают к более сильному по напряжению речевого аппарата – гласному – в своей экскурсии: [р] в слове [ар–к/]. Речевой аппарат сначала напрягается, а потом расслабляется. Формируется закрытый слог.

2. Сильноконечные – примыкают к гласному в рекурсии: [к] в слове [ка-ш/].

3. Двувершинные – долгие согласные, которые двумя своими вершинами тяготеют к разным гласным: [ван–н/], [ал–л/] и др.

Ударение. Ударный гласный – более напряженный, чем безударный. Он определяет распределение напряжения речевого аппарата при произнесении согласных.

Принцип слогоделения: в слог, образованный ударным гласным, включается один согласный из группы, следующей за ударением, и вся группа согласных, предшествующая ударению.

Не подвергаются слогоразделу.

1) Шумный + сонорный [ка – дры], [со* – т’н’ъ].

2) Шумный + в/в’ [по – дв’ик], [че – тв’ьрт’].

Русский слогораздел имеет достаточно неоднозначную природу:

1) определяющими факторами русского слогоделения являются акустические и артикуляционные показатели (схема звучности и работа органов речи), но и эти факторы контекстуально зависимы;

2) смысловая сторона слогораздела проявляет себя, в основном, на границах слов и морфем (слогоделение в этом случае работает на удобство восприятия, начиная проявлять фонологические свойства).

Читайте также:  Почему не удается зайти в плей маркет

Законы построения древнерусского слога.

Строение слога в ДРЯ не отличается от строения слога в ССЯ. Своими корнями восходит к последней трети существования общеславянского языка. Слог строился по принципу возрастающей звучности. Звуки слога располагались в порядке повышения звучности.

Звучность – слышимость звука на большем или меньшем расстоянии. Самые звучные – гласные. Согласные обладали разной степенью звучности. Некоторые считают, что неслоговые гласные приравниваются к сонорным и звуку в.

3 – гласные слоговые/ гласные неслоговые + в.

2 – сонорные плавные р,л; носовые м,н.

1 – шумные звонкие взрывные Д; шумные звонкие фрикативные – З; шумные глухие взрывные – Т; шумные глухие фрикативные – С.

Всегда соблюдался принцип восходящей звучности. Идеальным слогом считался слог TA. Возможны были и слоги другого типа: Р2О3 – Д1Ъ3, 123, 113.

Тенденция к построению слога по этому принципу – закон открытого слога. Тенденция образования слога – объединение в одном слоге звуков, однородных по тональности – закон слогового сингармонизма.

В одном слоге могут объединяться звуки с одной высотой тона (звуки, однородные по зоне их образования – передние или непередние). Гласные переднего ряда: и, ять, е, ь, а: , у: + нетвердые согласные. Гласные непереднего образования: ы, у, о закрытое, о, Ъ, а + согласные твердые.

Согласные зубные и губные (Т, Д, Б, В, П, М) приобретали перед гласными позиционную полумягкость. Если в пределах одного слога оказывались неоднородные по зоне образования звуки, то согласные приспосабливались к гласным. Гласные играли ведущую роль.

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

"Старые" правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В

1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз – дник, солн-це.

"Новые" правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.

Читайте также:  Как поменять голос в инстаграме

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

• Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).

• В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

• В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.

• если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер.

Если обобщить правило более доходчиво:

Слова "разрубаются" на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.

НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл . , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.
Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.
Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Потренируемся в делении на слоги?

Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.

Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель , слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.

Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.

С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях.

Комментировать
2 145 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector