No Image

Что такое ассемблер в информатике

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

MCS-51 (Intel 8051) — классическая архитектура микроконтроллера. Для неё существует кросс-ассемблер ASM51, выпущенный корпорацией MetaLink.

Кроме того, многие фирмы — разработчики программного обеспечения, такие как IAR или Keil, представили свои варианты ассемблеров. В ряде случаев применение этих ассемблеров оказывается более эффективным благодаря удобному набору директив и наличию среды программирования, объединяющей в себе профессиональный ассемблер и язык программирования Си, отладчик и менеджер программных проектов.

На данный момент существуют 3 компилятора производства Atmel (AVRStudio 3, AVRStudio 4, AVRStudio 5 и AVRStudio 6).

В рамках проекта AVR-GCC (он же WinAVR) существует компилятор avr-as (это портированный под AVR ассемблер GNU as из GCC).

Также существует свободный минималистический компилятор avra [1] .

Этот раздел не завершён.

Пример программы на языке Assembler для микроконтроллера PIC16F628A:

AVR32

Этот раздел не завершён.

MSP430

Пример программы на языке Assembler для микроконтроллера MSP430G2231 (в среде Code Composer Studio):

PowerPC

Этот раздел не завершён.

Программный пакет The PowerPC Software Development Toolset от IBM включает в себя ассемблер для PowerPC.

Этот раздел не завершён.

Архитектуры MISC

Этот раздел не завершён.

SeaForth

  • 8-разрядные Flash-контроллеры семейства MCS-51
  • 8-разрядные RISC-контроллеры семейства AVR (ATtiny, ATmega, >Макроассемблер

Макроассемблер (от греч. μάκρος — большой, обширный) — макропроцессор, базовым языком которого является язык ассемблера. [2]

Ассемблирование и компилирование

Процесс трансляции программы на языке ассемблера в объектный код принято называть ассемблированием. В отличие от компилирования, ассемблирование — более или менее однозначный и обратимый процесс. В языке ассемблера каждой мнемонике соответствует одна машинная инструкция, в то время как в языках программирования высокого уровня за каждым выражением может скрываться большое количество различных инструкций. В принципе, это деление достаточно условно, поэтому иногда трансляцию ассемблерных программ также называют компиляцией.

Примечания

  1. Проект Ассемблер на сайте SourceForge.net
  2. Словарь по кибернетике / Под ред. академика В. С. Михалевича. — 2-е изд. — К. : Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии имени М. П. Бажана, 1989. — 751 с. — (С48). — 50 000 экз. — ISBN 5-88500-008-5

См. также

Литература

  • Вострикова З. П. Программирование на языке ассемблера ЕС ЭВМ. М.: Наука, 1985.
  • Галисеев Г. В. Ассемблер для Win 32. Самоучитель. — М .: Диалектика, 2007. — С. 368. — ISBN 978-5-8459-1197-1
  • Зубков С. В. Ассемблер для DOS, Windows и UNIX.
  • Кип Ирвина. Язык ассемблера для процессоров Intel = Assembly Language for Intel-Based Computers. — М .: Вильямс, 2005. — С. 912. — ISBN 0-13-091013-9
  • Калашников О. А. Ассемблер? Это просто! Учимся программировать. — БХВ-Петербург, 2011. — С. 336. — ISBN 978-5-9775-0591-8
  • Магда Ю. С. Ассемблер. Разработка и оптимизация Windows-приложений. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  • Нортон П., Соухэ Д. Язык ассемблера для IBM PC. М.: Компьютер, 1992.
  • Владислав Пирогов. Ассемблер для Windows. — СПб. : БХВ-Петербург, 2002. — 896 с. — ISBN 978-5-9775-0084-5
  • Владислав Пирогов. Ассемблер и дизассемблирование. — СПб. : БХВ-Петербург, 2006. — 464 с. — ISBN 5-94157-677-3
  • Сингер М. Мини-ЭВМ PDP-11: Программирование на языке ассемблера и организация машины. М.: Мир, 1984.
  • Скэнлон Л. Персональные ЭВМ IBM PC и XT. Программирование на языке ассемблера. М.: Радио и связь, 1989.
  • Юров В., Хорошенко С. Assembler: учебный курс. — СПб. : Питер, 2000. — С. 672. — ISBN 5-314-00047-4
  • Юров В. И. Assembler: учебник для вузов / 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
  • Юров В. И. Assembler. Практикум: учебник для вузов / 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
  • Юров В. И. Assembler. Специальный справочник. СПб.: Питер, 2000.

Ссылки

  • Крис Касперски. Сравнение ассемблерных трансляторов
Язык ассемблера
IDE

RadASM • WinAsm • ASMedit • Easy Code • Fresh • GSS Visual Assembler

Форматы синтаксиса
Микроконтроллеры
Архитектура
8-бит MCS-51 • MCS-48 • PIC • AVR • Z8 • H8 • COP8 • 68HC08 • 68HC11
16-бит MSP430 • MCS-96 • MCS-296 • PIC24 • MAXQ • Nios • 68HC12 • 68HC16
32-бит ARM • MIPS • AVR32 • PIC32 • 683XX • M32R • SuperH • Nios II • Am29000 • LatticeMico32 • MPC5xx • PowerQUICC • Parallax Propeller
Производители Analog Devices • Atmel • Silabs • Freescale • Fujitsu • Holtek • Hynix • Infineon • Intel • Microchip • Maxim • Parallax • NXP Semiconductors • Renesas • Texas Instruments • Toshiba • Ubicom • Zilog • Cypress Компоненты Регистр • Процессор • SRAM • EEPROM • Флеш-память • Кварцевый резонатор • Кварцевый генератор • RC-генератор • Корпус Периферия Таймер • АЦП • ЦАП • Компаратор • ШИМ-контроллер • Счётчик • LCD • Датчик температуры • Watchdog Timer Интерфейсы CAN • UART • USB • SPI • I²C • Ethernet • 1-Wire ОС FreeRTOS • μClinux • BeRTOS • ChibiOS/RT • eCos • RTEMS • Unison • MicroC/OS-II • Nucleus Программирование JTAG • C2 • Программатор • Ассемблер • Прерывание • MPLAB • AVR Studio • MCStudio

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ассемблер" в других словарях:

АССЕМБЛЕР — [англ. assembler Словарь иностранных слов русского языка

Ассемблер — транслятор с языка ассемблера в машинные команды. См. также: Трансляторы Языки ассемблера Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

ассемблер — сущ., кол во синонимов: 4 • микроассемблер (1) • мини ассемблер (1) • наноассемблер … Словарь синонимов

ассемблер — Программа или техническое средство, выполняющие ассемблирование. [ГОСТ 19781 90] ассемблер машинно ориентированный язык программирования Программа, преобразующая исходный текст программы на Ассемблере в объектный файл или непосредственно в… … Справочник технического переводчика

АССЕМБЛЕР — (англ. assembler от assemble собирать, монтировать), вспомогательная программа в составе операционной системы для автоматического перевода исходной программы, подлежащей выполнению на ЭВМ, на машинный язык. Один из видов транслятора … Большой Энциклопедический словарь

АССЕМБЛЕР — (assembler) Компьютерная программа, которая обрабатывает команды, данные пользователем в виде сокращенных записей, называемых языком ассемблера (assembly language) и конвертирует их в форму, распознаваемую компьютером. Бизнес. Толковый словарь. М … Словарь бизнес-терминов

ассемблер — [сэ], а; м. [англ. assembly program (routine)]. Информ. Вспомогательная программа в операционной системе для автоматического перевода программы с автокода на машинный язык. * * * ассемблер (англ. assembler, от assemble собирать, монтировать),… … Энциклопедический словарь

ассемблер — Assembler Ассемблер Прибор (молекулярная машина) общего назначения для молекулярного производства, способный направлять химические реакции за счет позиционирования молекул; может быть запрограммирован на создание практически любой… … Толковый англо-русский словарь по нанотехнологии. — М.

Читайте также:  Расширение brd чем открыть

ассемблер — asembleris statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. assembler vok. Assembler, m; Assemblierer, m rus. ассемблер, m pranc. programme d assemblage, m … Automatikos terminų žodynas

Ассемблер — 41. Ассемблер Assembler Программа или техническое средство, выполняющие ассемблирование Источник: ГОСТ 19781 90: Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Персональные инструменты

Ассе́мблер (от англ. assembler — сборщик) — транслятор исходного текста программы, написанной на языке ассемблера, в программу на машинном языке.

Как и сам язык, ассемблеры, как правило, специфичны для конкретной архитектуры, операционной системы и варианта синтаксиса языка. Вместе с тем существуют мультиплатформенные или вовсе универсальные (точнее, ограниченно-универсальные, потому что на языке низкого уровня нельзя написать аппаратно-независимые программы) ассемблеры, которые могут работать на разных платформах и операционных системах. Среди последних можно также выделить группу кросс-ассемблеров, способных собирать машинный код и исполняемые модули (файлы) для других архитектур и операционных систем.

Ассемблирование может быть не первым и не последним этапом на пути получения исполнимого модуля программы. Так, многие компиляторы с языков программирования высокого уровня выдают результат в виде программы на языке ассемблера, которую в дальнейшем обрабатывает ассемблер. Также результатом ассемблирования может быть не исполняемый, а объектный модуль, содержащий разрозненные блоки машинного кода и данных программы, из которого (или из нескольких объектных модулей) в дальнейшем с помощью редактора связей может быть получен исполнимый файл.

Содержание

История

Когда компьютеры были большими как динозавры, а объем мозгов у них был примерно такой же, как у этих рептилий, и даже меньше, единственным способом программирования было забивание программы в память ЭВМ непосредственно в цифровом виде (иногда даже с помощью щелканья переключателями). Затем человек начал совершенствовать эту технику, постепенно перекладывая труд по генерации кода на плечи самой машины. Ибо заставлять высококвалифицированного человека перебирать биты и помнить кучу шестнадцатеричных (а то и восьмеричных) кодов обходится весьма дорого, как в деньгах, так и во времени.

Простейший транслятор (ассемблер первого поколения) позволял фактически просто писать машинные команды на «человеческом» языке, что позволило программистам немного расслабиться. Затем появились языки высокого уровня и компиляторы (более интеллектуальные генераторы кода с более понятного человеку языка) и интерпретаторы (исполнители человекописанной программы на лету). Которые совершенствовались, совершенствовались, совершенствовались, и досовершенствовались до «программирования мышкой», а компиляторы научились генерировать код, которому по скорости написанный человеком начал сливать. Речь идёт только о последнем эшелоне оптимизации — оптимальном генерировании машинных операций. А в наше время узкое место и так давно уже не в нём, а в бездарной архитектуре комплексов ПО в целом, из-за чего машина занимается переливанием из пустого в порожнее — но с предельно оптимизированной скоростью струи, да — это в первую очередь. А еще очень негативно на скорости сказывается незнание быдлокодерами основ теории алгоритмов и структур данных. Второй пункт в последнее время нивелируется невъебенно навороченными стандартными (или специальными) библиотеками языков и сред разработки, что в конечном итоге способствует терминальному отупению тех же быдлокодеров и возвратом к пункту 1 этой ссылки.

В целом история языков программирования протекает в направлении от программирования на языке компьютера до манипуляции абстракциями вроде Послать.Лесом(всех(кому не нравится эта статья)) Ну или (послать (лесом (всех (кому-не-нравится "эта-статья")))) или

На языке ассемблера этот код занял бы более 9000 строк. И потребовал бы долгой и кропотливой работы по своему созданию.

Область применения

  • Популярен для допиливания зацикливаемых кусков программы… в роли напильника. Перепиливание критических участков кода может принести PROFIT, а может и не принести. В любом случае, заниматься таким перепиливанием стоит только тогда, когда у вас на руках уже полностью работающий алгоритм, который можно было бы ускорить, а не наоборот.
  • Для использования в софте новых команд, доступных в новых процессорах. Компилятор хоть и оптимизирует код высокого уровня при компиляции, но… практически никогда не способен генерировать инструкции из расширенных наборов команд типа AVX, СTV, XOP и т. п. Потому что команды в процессоры добавляют быстрее, чем в компиляторах появляется логика для генерации этих команд.
  • Используется для написания кода, создание которого невозможно (или затруднено) на языках высокого уровня, например, получение дампа памяти/стека. Даже когда аналог на языке высокого уровня возможен, профит от языка ассемблера может быть значительным в разы.
  • В вузах изучается для вливания в МНУ студентов познаний об устройстве и работе компьютера.
  • Является единственным языком программирования для создания достойных инфекторов — Cih, Sality, Sinowal.
  • Оптимизация затратных математических алгоритмов.
  • Программирование под устаревшие платформы (NES, например), которым мешает использовать «сбалансированный» Си.

Ассемблирование и компилирование

Процесс трансляции программы на языке ассемблера в объектный код принято называть ассемблированием. В отличие от компилирования, ассемблирование — более или менее однозначный и обратимый процесс. В языке ассемблера каждой мнемонике соответствует одна машинная инструкция, в то время как в языках программирования высокого уровня за каждым выражением может скрываться большое количество различных инструкций. В принципе, это деление достаточно условно, поэтому иногда трансляцию ассемблерных программ также называют компиляцией.

Дизассемблер

Дизассе́мблер — транслятор, преобразующий машинный код, объектный файл или библиотечные модули в текст программы на языке ассемблера.

По режиму работы с пользователем делятся на

Архитектуры

Под каждую архитектуру процессора и под каждую ОС или семейство ОС существует свой Ассемблер. Существуют также так называемые «кросс-ассемблеры», позволяющие на машинах с одной архитектурой (или в среде одной ОС) ассемблировать программы для другой целевой архитектуры или другой ОС, и получать исполняемый код в формате, пригодном к исполнению на целевой архитектуре или в среде целевой ОС.

  • Ассемблеры для DOS: TASM,MASM.
  • Ассемблеры для Windows: TASM 5+,MASM,MASM32,FASM(для настоящих "ценителей" языка.
  • Ассемблеры для Linux:gas (GNU Assembler),
  • Переносимые ассемблеры:Также существует открытый проект ассемблера, версии которого доступны под различные операционные системы, и который позволяет получать объектные файлы для этих систем. Называется этот ассемблер NASM (Netw >Язык ассемблера

Assembler — язык программирования низкого уровня, представляющий собой формат записи машинных команд, удобный для восприятия человеком.

Команды языка ассемблера один в один соответствуют командам процессора и, фактически, представляют собой удобную символьную форму записи (мнемокод) команд и их аргументов. Также язык ассемблера обеспечивает базовые программные абстракции: связывание частей программы и данных через метки с символьными именами и директивы.

Читайте также:  Динамо на велосипед 12в

Директивы ассемблера позволяют включать в программу блоки данных (описанные явно или считанные из файла); повторить определённый фрагмент указанное число раз; компилировать фрагмент по условию; задавать адрес исполнения фрагмента, менять значения меток в процессе компиляции; использовать макроопределения с параметрами и др.

Каждая модель процессора, в принципе, имеет свой набор команд и соответствующий ему язык (или диалект) ассемблера.

Достоинства и недостатки

  • минимальное количество избыточного кода (использование меньшего количества команд и обращений в память). Как следствие — большая скорость и меньший размер программы
  • большие объемы кода, большое число дополнительных мелких задач
  • плохая читабельность кода, трудность поддержки (отладка, добавление возможностей)
  • меньшее количество доступных библиотек, их малая совместимость
  • максимальная «подгонка» для нужной платформы (использование специальных инструкций, технических особенностей «железа»)
  • непереносимость на другие платформы (кроме двоично совместимых).
  • возможность написания самомодифицирующегося кода (т.е. метапрограммирования, причем без необходимости программного интерпретатора)
  • трудность реализации парадигм программирования и любых других сколько-нибудь сложных конвенций, сложность совместной разработки

Синтаксис

Общепринятого стандарта для синтаксиса языков ассемблера не существует. Однако, существуют стандарты де-факто — традиционные подходы, которых придерживаются большинство разработчиков языков ассемблера. Основными такими стандартами являются Intel-синтаксис и AT&T-синтаксис.

Общий формат записи инструкций одинаков для обоих стандартов:

`[метка:] опкод [операнды] [;комментарий]`

Опкод — непосредственно мнемоника инструкции процессору. К ней могут быть добавлены префиксы (повторения, изменения типа адресации и пр.). В качестве операндов могут выступать константы, названия регистров, адреса в оперативной памяти и пр.. Различия между стандартами Intel и AT&T касаются, в основном, порядка перечисления операндов и их синтаксиса при различных методах адресации.

Кроме инструкций, программа может содержать директивы: команды, не переводящиеся непосредственно в машинные инструкции, а управляющие работой компилятора. Набор и синтаксис их значительно разнятся и зависят не от аппаратной платформы, а от используемого компилятора (порождая диалекты языков в пределах одного семейства архитектур). В качестве набора директив можно выделить:

  • определение данных (констант и переменных)
  • управление организацией программы в памяти и параметрами выходного файла
  • задание режима работы компилятора
  • всевозможные абстракции (т.е. элементы языков высокого уровня) — от оформления процедур и функций (для упрощения реализации парадигмы процедурного программирования) до условных конструкций и циклов (для парадигмы структурного программирования)
  • макросы

Содержание статьи

Это первая (вступительная) статья курса. Курс рассчитан на тех, кто в целом знаком с высокоуровневым программированием и только приступает к изучению ассемблера.

Но что такое программирование само по себе по своей сути, вне зависимости от какого-либо языка? Разнообразие ответов поражает. Наиболее часто можно услышать такое определение: программирование — это составление инструкций или команд для последовательного исполнения их машиной с целью решить ту или иную задачу. Такой ответ вполне справедлив, но, на мой взгляд, не отражает всей полноты, как если бы мы назвали литературу составлением из слов предложений для последовательного прочтения их читателем. Я склонен полагать, что программирование ближе к творчеству, к искусству. Как любой вид искусства — выражение творческой мысли, идеи, программирование представляет собой отражение человеческой мысли. Мысль же бывает и гениальная, и совершенно посредственная.

Но, каким бы видом программирования мы ни занимались, успех зависит от практических навыков вкупе со знанием фундаментальных основ и теории. Теория и практика, изучение и труд — вот краеугольные камни, на которых основывается успех.

В последнее время ассемблер незаслуженно находится в тени других языков. Обусловлено это глобальной коммерциализацией, направленной на то, чтобы в максимально короткие сроки получить как можно большую прибыль от продукта. Иными словами, массовость взяла верх над элитарностью. А ассемблер, по моему мнению, ближе к последнему. Гораздо выгоднее в сравнительно небольшие сроки поднатаскать ученика в таких, например, языках, как С++, С#, PHP, Java, JavaScript, Python, чтобы он был более-менее способен создавать ширпотребный софт, не задаваясь вопросами, зачем и почему он так делает, чем выпустить хорошего специалиста по ассемблеру. Примером тому служит обширнейший рынок всевозможных курсов по программированию на любом языке, за исключением ассемблера. Та же тенденция прослеживается как в преподавании в вузах, так и в учебной литературе. В обоих случаях вплоть до сегодняшнего дня большая часть материала базируется на ранних процессорах серии 8086, на так называемом «реальном» 16-битном режиме работы, операционной среде MS-DOS! Возможно, что одна из причин в том, что, с одной стороны, с появлением компьютеров IBM PC преподавателям пришлось перейти именно на эту платформу из-за недоступности других. А с другой стороны, по мере развития линейки 80х86 возможность запуска программ в режиме DOS сохранялась, что позволяло сэкономить деньги на приобретение новых учебных компьютеров и составление учебников для изучения архитектуры новых процессоров. Однако сейчас такой выбор платформы для изучения совершенно неприемлем. MS-DOS как среда выполнения программ безнадежно устарела уже к середине девяностых годов, а с переходом к 32-битным процессорам, начиная с процессора 80386, сама система команд стала намного более логичной. Так что бессмысленно тратить время на изучение и объяснение странностей архитектуры реального режима, которые заведомо никогда уже не появятся ни на одном процессоре.

Что касается выбора операционной среды для изучения ассемблера, то, если говорить о 32-битной системе команд, выбор сравнительно невелик. Это либо операционные системы Windows, либо представители семейства UNIX.

Также следует сказать несколько слов о том, какой именно ассемблер выбрать для той или другой операционной среды. Как известно, для работы с процессорами х86 используются два типа синтаксиса ассемблера — это синтаксис AT&T и синтаксис Intel. Эти синтаксисы представляют одни и те же команды совершенно по-разному. Например, команда в синтаксисе Intel выглядит так:

В синтаксисе же AT&T уже будет иной вид:

В среде ОС UNIX более популярен синтаксис типа AT&T, однако учебных пособий по нему нет, он описывается исключительно в справочной и технической литературе. Поэтому логично выбрать ассемблер на основе синтаксиса Intel. Для UNIX-систем есть два основных ассемблера — это NASM (Netwide Assembler) и FASM (Flat Assembler). Для линейки Windows популярностью пользуются FASM и MASM (Macro Assembler) от фирмы Microsoft, и также существовал еще TASM (Turbo Assembler) фирмы Borland, которая уже довольно давно отказалась от поддержки собственного детища.

В данном цикле статей изучение будем вести в среде Windows на основе языка ассемблера MASM (просто потому, что он мне нравится больше). Многие авторы на начальном этапе изучения ассемблера вписывают его в оболочку языка си, исходя из тех соображений, что перейти к практическим примерам в операционной среде якобы довольно трудно: нужно знать и основы программирования в ней, и команды процессора. Однако и такой подход требует хоть мало-мальских начатков знаний в языке си. Данный же цикл статей от самого своего начала будет сосредоточен только на самом ассемблере, не смущая читателя ничем иным, ему непонятным, хотя в дальнейшем и будет прослеживаться связь с другими языками.

Читайте также:  Безопасное напряжение в сети

Следует отметить, что при изучении основ программирования, и это касается не только программирования на ассемблере, крайне полезно иметь представление о культуре консольных приложений. И совершенно нежелательно начинать обучение сразу же с создания окошечек, кнопочек, то есть с оконных приложений. Бытует мнение, что консоль — архаичный пережиток прошлого. Однако это не так. Консольное приложение почти лишено всякой внешней зависимости от оконной оболочки и сосредоточено главным образом на выполнении конкретно поставленной задачи, что дает прекрасную возможность, не отвлекаясь ни на что другое, концентрировать внимание на изучении базовых основ как программирования, так и самого ассемблера, включая знакомство с алгоритмами и их разработку для решения практических задач. И к тому моменту, когда настанет время перейти к знакомству с оконными приложениями, за плечами уже будет внушительный запас знаний, ясное представление о работе процессора и, самое главное, осознание своих действий: как и что работает, зачем и почему.

Что такое ассемблер?

Само слово ассемблер (assembler) переводится с английского как «сборщик». На самом деле так называется программа-транслятор, принимающая на входе текст, содержащий условные обозначения машинных команд, удобные для человека, и переводящая эти обозначения в последовательность соответствующих кодов машинных команд, понятных процессору. В отличие от машинных команд, их условные обозначения, называемые также мнемониками, запомнить сравнительно легко, так как они представляют собой сокращения от английских слов. В дальнейшем мы будем для простоты именовать мнемоники ассемблерными командами. Язык условных обозначений и называется языком ассемблера.

На заре компьютерной эры первые ЭВМ занимали целые комнаты и весили не одну тонну, имея объем памяти с воробьиный мозг, а то и того меньше. Единственным способом программирования в те времена было вбивать программу в память компьютера непосредственно в цифровом виде, переключая тумблеры, проводки и кнопочки. Число таких переключений могло достигать нескольких сотен и росло по мере усложнения программ. Встал вопрос об экономии времени и денег. Поэтому следующим шагом в развитии стало появление в конце сороковых годов прошлого века первого транслятора-ассемблера, позволяющего удобно и просто писать машинные команды на человеческом языке и в результате автоматизировать весь процесс программирования, упростить, ускорить разработку программ и их отладку. Затем появились языки высокого уровня и компиляторы (более интеллектуальные генераторы кода с более понятного человеку языка) и интерпретаторы (исполнители написанной человеком программы на лету). Они совершенствовались, совершенствовались — и, наконец, дошло до того, что можно просто программировать мышкой.

Таким образом, ассемблер — это машинно ориентированный язык программирования, позволяющий работать с компьютером напрямую, один на один. Отсюда и его полная формулировка — язык программирования низкого уровня второго поколения (после машинного кода). Команды ассемблера один в один соответствуют командам процессора, но поскольку существуют различные модели процессоров со своим собственным набором команд, то, соответственно, существуют и разновидности, или диалекты, языка ассемблера. Поэтому использование термина «язык ассемблера» может вызвать ошибочное мнение о существовании единого языка низкого уровня или хотя бы стандарта на такие языки. Его не существует. Поэтому при именовании языка, на котором написана конкретная программа, необходимо уточнять, для какой архитектуры она предназначена и на каком диалекте языка написана. Поскольку ассемблер привязан к устройству процессора, а тип процессора жестко определяет набор доступных команд машинного языка, то программы на ассемблере не переносимы на иную компьютерную архитектуру.

Поскольку ассемблер всего лишь программа, написанная человеком, ничто не мешает другому программисту написать свой собственный ассемблер, что часто и происходит. На самом деле не так уж важно, язык какого именно ассемблера изучать. Главное — понять сам принцип работы на уровне команд процессора, и тогда не составит труда освоить не только другой ассемблер, но и любой другой процессор со своим набором команд.

Синтаксис

Общепринятого стандарта для синтаксиса языков ассемблера не существует. Однако большинство разработчиков языков ассемблера придерживаются общих традиционных подходов. Основные такие стандарты — Intel-синтаксис и AT&T-синтаксис.

Общий формат записи инструкций одинаков для обоих стандартов:

Опкод — это и есть собственно ассемблерная команда, мнемоника инструкции процессору. К ней могут быть добавлены префиксы (например, повторения, изменения типа адресации). В качестве операндов могут выступать константы, названия регистров, адреса в оперативной памяти и так далее. Различия между стандартами Intel и AT&T касаются в основном порядка перечисления операндов и их синтаксиса при разных методах адресации.

Используемые команды обычно одинаковы для всех процессоров одной архитектуры или семейства архитектур (среди широко известных — команды процессоров и контроллеров Motorola, ARM, x86). Они описываются в спецификации процессоров.

Например, процессор Zilog Z80 наследовал систему команд Intel i8080, расширил ее и поменял некоторые команды (и обозначения регистров) на свой лад. Например, сменил Intel-команду mov на ld. Процессоры Motorola Fireball наследовали систему команд Z80, несколько ее урезав. Вместе с тем Motorola официально вернулась к Intel-командам, и в данный момент половина ассемблеров для Fireball работает с Intel-командами, а половина — с командами Zilog.

Директивы

Кроме ассемблерных команд, программа может содержать директивы — команды, не переводящиеся непосредственно в машинные инструкции, а управляющие работой компилятора. Набор и синтаксис их значительно разнятся и зависят не от аппаратной платформы, а от используемого компилятора. В качестве набора директив можно выделить:

  • определение данных (констант и переменных);
  • управление организацией программы в памяти и параметрами выходного файла;
  • задание режима работы компилятора;
  • всевозможные абстракции (то есть элементы языков высокого уровня) — от оформления процедур и функций (для упрощения реализации передачи параметров) до условных конструкций и циклов;
  • макросы.

Продолжение доступно только участникам

Вариант 1. Присоединись к сообществу «Xakep.ru», чтобы читать все материалы на сайте

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», увеличит личную накопительную скидку и позволит накапливать профессиональный рейтинг Xakep Score! Подробнее

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector