Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».
Понятие
Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?
М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:
- Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
- Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
- Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.
Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.
Алгоритм действий
Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями – мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:
- внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
- размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
- составления плана текста;
- изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
- сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
- знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
- владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).
План анализа
Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:
- Тема, основная проблема и смысл заглавия.
- Авторская позиция.
- Микротемы.
- Части текста и средства связи между ними.
- Речь, стиль, жанр произведения.
- Используемые средства выразительности, их роль.
- Композиция текста.
- Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.
Содержание притчи
Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.
Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью – это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.
Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения
Тема притчи – это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.
В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие – параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.
Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу – рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.
Стиль произведения – художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.
Завершение анализа
Автор использует следующие средства выразительности:
- Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший – один – путник – недовольный – горе-путник – утомлённый дорогой).
- Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
- Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все – один, весело – брюзжа, труд – лень, жизнь – смерть.
- Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах) до отрицательно-оценочных (брюзжал), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.
Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере – линейно. Есть завязка – отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка – это обретение вечного покоя.
Система образов выстроена в форме треугольника: путники – уставший – Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он – над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.
Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.
Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.
анализ текста — стилистический разбор и толкование текстов на уроках иностранного языка как методический прием … Толковый переводоведческий словарь
анализ текста количественный — Общенаучный метод количественного исследования текста, основанный на выявлении вероятностно статистических данных, подсчете наиболее частотных, ведущих элементов текста или тех компонентов текста, которые интересуют исследователя. Метод… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
филологический анализ текста — Метод исследования текста, нацеленный на то, чтобы показать культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания текста и их соответствие замыслу автора. Этому методу присущи следующие принципы: историзм,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
филологический анализ текста — Метод исследования текста, нацеленный на то, чтобы показать культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания текста и их соответствие замыслу автора. Этому методу присущи следующие принципы: историзм,… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Методика «Функционально-рефлексивный анализ текста» — В. Г. Аникина, И. Н. Семенов. Предназначена для качественной оценки функц. проявления рефлексии в решении личностью ситуаций экзистенциально личностного характера и в процессе самообщения. Методологической основой является праксиологическая… … Психология общения. Энциклопедический словарь
лингвосмысловой анализ текста — Глубинный анализ текста, нацеленный на постижение концептуального содержания текста, ориентированный на комплексное изучение всех языковых средств. Цель Л.а.т. – дать адекватную смысловую интерпретацию содержательного плана произведения, опираясь … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
лингвосмысловой анализ текста — Глубинный анализ текста, нацеленный на постижение концептуального содержания текста, ориентированный на комплексное изучение всех языковых средств. Цель Л.а.т. – дать адекватную смысловую интерпретацию содержательного плана произведения,… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
лингвистический анализ текста — 1) Вид языкового анализа, направленного на выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно тематическое и эстетическое содержание литературно художественного произведения. В этом случае лингвистический анализ смыкается с… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
КВАЛИТАТИВНЫЙ (КАЧЕСТВЕННЫЙ) АНАЛИЗ ТЕКСТА — изучение текста в его неформализованном виде. Процесс изучения сводится к тем или иным видам интерпретации содержания текста: интерпретации когнитивной информации с использованием общих логических операций (анализ, синтез, сравнение, оценивание); … Социология: Энциклопедия
смысловой анализ текста — 1. Изучение ключевых лексических средств и словесно художественное структурирование текста в целом. 2. Изучение языковой доминанты текста (стилистической или эстетической). 3. Поуровневое изучение текста, при котором лексический уровень является… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать – составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.
Что такое анализ текста?
Итак, подробнее. Анализ – это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.
Комплексный анализ текста
Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.
Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: "что этим отрывком автор хотел сказать?".
Стоит помнить, что тема – это предмет рассуждения. А тематика – это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.
В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.
Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.
Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.
По русскому языку и литературе
И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:
- Жанр текста – легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
- Тема текста – в любом произведении есть своя тема
- Какие использованы приемы построения текста – повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
- Использование изобразительных средств
- Общее впечатление от прочитанного – если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа
Пример
Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:
Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.
- Мысль автора – показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
- Тип и стиль – это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
- Средства связи и художественные средства – союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием – антитеза, т.е. когда идет противопоставление – глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
- Синтаксические особенности – используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
- Орфографические особенности – безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).