No Image

Чем измеряют глубину моря

СОДЕРЖАНИЕ
7 просмотров
10 марта 2020

Лот (нидерл. lood ) — гидрографический и навигационный прибор для измерения глубины водоёма. Лотовый — человек, который бросает лот [1] .

Содержание

История [ править | править код ]

Первоначально (во времена парусного флота) в качестве лота использовалась гиря, обычно свинцовая, с тонкой верёвкой (лотлинем) для измерения глубины. Лот опускался с носовых русленей судна. Иногда на нижней части гири формировалось углубление, в которое вкладывалось сало или смесь сала и толчёного мела, чтобы к нему прилипали частицы грунта для определения характера дна.

Первоначально глубины измерялись обычным лотом лишь вблизи берегов. Впервые попытался измерить большую глубину Магеллан в начале XVI века в Тихом океане, но это ему не удалось. Вплоть до XIX века даже великие океанские путешественники не знали глубины океана в проплываемых местах [2] . Причина неудач крылась в неспособности определения момента достижения грузом дна при больших глубинах. Впервые придумал способ измерения океанских глубин Джеймс Росс во время британской антарктической экспедиции 1830-х—1840-х гг.: момент достижения грузом дна определялся им по изменению скорости вытравливания лотлиня с равномерно-замедленной на равномерную [3] . Однако достать лотлинь после достижения грузом дна не удавалось из-за большой массы груза. В 1854 году Джон Брук, используя идею Петра I (по словам его начальника М. Ф. Мори), изобрёл лот с отделяющимся грузом, что позволило по достижении им дна брать образец грунта и доставлять его на поверхность. Лотом Брука были проведены первые систематические измерения океанских глубин для первого трансатлантического телеграфного кабеля, их в 1850-х годах выполнили Берриман (Otway H. Berryman) на судне Arctic и Дейман (Joseph Dayman) на судне Cyclops и судне Gorgon, а М. Ф. Мори составил первую батиметрическую карту северной атлантики [4] . В 1870 году Вильям Томсон, фактически независимо используя забытую идею 50-летней давности Э. Х. Ленца [2] , предложил лот нового типа: лотлинь был проволочный в отличие от использовавшегося тросового и при вытравливании тормозился со всё возрастающей силой, равной весу в воде вытравленной части лотлиня. Ввиду этого вытравливание лотлиня обусловливалось лишь массой груза, и оно автоматически прекращалось по достижении грузом дна [5] . Проволочный лот подобной конструкции не потерял своего значения и после изобретения эхолота: в 1950-х годах звуковой лот имел большое преимущество при гидрографических работах, однако для океанографических работ проволочный лот был также необходим [6] .

Читайте также:  Сяоми ми бэнд 2 и 3 сравнение

Описание [ править | править код ]

Лоты по принципу измерения глубины делятся на ручные, механические и гидроакустические (эхолоты).

  • Ручной лот представляет собой конический или пирамидальный груз массой 3,5–5 кг, с закреплённым тросом-лотлинем, на который нанесены метровые или футовые метки (марки). Существует разновидность лота — диплот (нидерл. dieplood ), который используется для измерения больших глубин, и отличается особо тяжёлым грузом в 20–30 кг. Измерение идёт по отсчёту длины лотлиня при ослаблении натяжения в момент касания дна. Недостатком лотов этого типа является необходимость проведения измерений на малой скорости (до 3–5 узлов, то есть 5–9 км/ч на глубинах до 50 м) или при остановке судна и трудность определения момента касания дна на больших глубинах.
  • Механический лот представляет собой прибор для измерения гидростатического давления воды у дна, простейший вариант механического лота — вертикальная заполненная воздухом трубка, запаянная с верхней стороны и погружённая нижним открытым концом в воду. Глубина определяется по высоте подъёма воды (например, по смыву или изменению цвета краски, нанесённой на внутренние стенки трубки). Так как вертикальность лотлиня в случае измерений механическим лотом значения не имеет, механический лот может использоваться для измерений глубин до 200 метров на ходу (до 16 узлов, то есть 28 км/ч). Механические лоты для измерения больших глубин называют глубомерными машинами.
  • Эхолот измеряет глубины по времени прохождения акустического импульса, отражённого от дна.

В настоящее время лоты в качестве навигационных приборов практически повсеместно вытеснены эхолотами, однако при океанографических исследованиях используются лоты-батометры, снабжённые устройствами для измерения температуры, отбора проб воды на глубине и грунтозахватами для отбора проб донного грунта.

Также лотом называют каменный или металлический груз, применяемый для коррекции курса или задержания сплавных судов, плотов или буксируемых за судном караванов.

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Какой авианосный флот нужен России?Нужны авианосцы и ДВКД 54,17% (26)Нужны авианосцы новых проектов 20,83% (10)Авианосцы не нужны 14,58% (7)Достаточно модернизированного "Адмирала Кузнецова" 8,33% (4)Только вертолетоносцы 2,08% (1)

Главная / Издания / Литература / Книжная полка / Г.Г. Ермолаев, Л.П. Андронов, Е.С. Зотеев, Ю.П. Кирин, Л.Ф. Черниев. Морское судовождение

Читайте также:  Как изменить иконки на айфоне

§ 13. Измерение глубин в море

Классификация лотов. Практика мореплавания подтверждает насущную необходимость иметь на борту судна всегда готовыми к действию приборы, позволяющие измерять глубины и брать пробы грунта. Так, тщательное измерение глубин через определенные промежутки времени дает возможность хорошо проверить место судна в тумане и благополучно подойти к якорному месту. Глубины на море измеряют специальными приборами — лотами.

В зависимости от измеряемой глубины лоты разделяются на глубоководные и навигационные. Навигационные предназначаются для измерения сравнительно небольших глубин. Ими снабжают все морские суда для обеспечения безопасности плавания. Устройство навигационных лотов позволяет измерять глубины на ходу судна с достаточной для судовождения точностью.

По принципу действия и устройству навигационные лоты подразделяются на ручные, механические и гидроакустические.

Ручной лот. Основными частями ручного лота являются свинцовая (или чугунная) гиря 1 и лотлинь 2 (рис. 16). Гиря имеет форму усеченной пирамиды или конуса высотой около 30 см и весом от 3 до 5 кг. Верхняя часть гири оканчивается ушком с продетой в него стропкой из стального троса, обшитого кожей. В нижней, более широкой части гири сделана выемка, в которую перед замером глубины вмазывают смесь сала с толченым мелом. При опускании гири на дно частицы грунта прилипают к замазке. Это позволяет определить характер грунта после подъема лота на палубу. Гиря соединена с лотлинем, который делают из линя длиной более 50 м и толщиной около 25 мм. Перед разбивкой (разметкой) лотлинь хорошо вытягивают. При разбивке за нуль принимают место соединения лотлиня с гирей, так как она при измерении глубины моря обычно ложится на грунт. На расстоянии 2—3 м от гири в лотлинь вплеснивают клевант-колышек из твердой породы дерева, а затем через каждые 10м — флагдуки (разноцветные кусочки материи) со следующей последовательностью цветов: красный—10 л, синий—20 м, белый—30 м, желтый — 40 м, бело-красный — 50 м. Каждый десятиметровый участок делят пополам кожаной маркой с «топориками». Марку с одним «топориком» вплеснивают на отметке 5 м, с двумя — 15 м и т. д. Каждый пятиметровый участок разбивают на пять равных частей кожаными марками в виде зубцов: марку с одним зубцом вплеснивают в местах, соответствующих 1; 6; 11; 16; 21; 26; 31 и 46 м; марку с двумя зубцами — на 2; 7; 12; 17; 22; 27; 32; 37; 42 и 47 м и т. д. Иногда метровые участки лотлиня разбивают не более мелкие деления небольшими кожаными марочками (для шлюпочного промера).

Читайте также:  Создать таблицу oracle sql

Тематики

  • нефтегазовая промышленность
  • depth measurement

Справочник технического переводчика. – Интент . 2009-2013 .

Смотреть что такое "измерение глубины (моря)" в других словарях:

Лидар — См. также: Лидарные системы Лидар (транслитерация L >Википедия

Ладар — L >Википедия

Лазерная локация — L >Википедия

Лазерный радар — L >Википедия

Эхолот — м. Гидроакустический навигационный прибор, производящий измерение глубины моря под килем судна по времени возвращения звукового импульса, отражаемого дном. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ГКИНП 11-140-81: Руководящий технический материал. Топографо-геодезические работы на шельфе и внутренних водоемах. Термины и определения — Терминология ГКИНП 11 140 81: Руководящий технический материал. Топографо геодезические работы на шельфе и внутренних водоемах. Термины и определения: 36. Автономный подводный аппарат Подводный съемочный аппарат, обладающий автономностью… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Лот прибор* — прибор для измерения глубины моря. Простейший Л., употребляющийся с самых древних времен и по настоящее время для небольших глубин, состоит из свинцовой конической гири и разделенной веревки, называемой лотлинем. Различают ручные Л. и диплоты.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Лот — прибор для измерения глубины моря. Простейший Л., употребляющийся с самых древних времен и по настоящее время для небольших глубин, состоит из свинцовой конической гири и разделенной веревки, называемой лотлинем. Различают ручные Л. и диплоты.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПРОМЕР — (Measuring, sounding) совокупность действий для измерения глубины. Назначение П. определить рельеф дна и характер грунта. Измерение глубины в прибрежных водах производится ручным лотом со шлюпок, а сам П. называется шлюпочным. При судовом П. в… … Морской словарь

Амундсен, Руаль — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Амундсен. Руаль Амундсен Roald Amundsen … Википедия

Комментировать
7 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector